Куда качнется «маятник»? Направление местной трудовой миграции определяют деньги

Маятниковая трудовая миграция по‑прежнему актуальна: по экспертным оценкам, в настоящее время около полумиллиона работающих в Петербурге ежедневно приезжают на службу из близлежащих районов Ленинградской области и других соседних регионов. Да и внутри города «трудовые» потоки остаются внушительными.

Куда качнется «маятник»? Направление местной трудовой миграции определяют деньги | Значительную часть пассажиров, которые по утрам и вечерам отправляются в город или из него, составляют «маятники» — местные трудовые мигранты./ФОТО Ярослава ЧИНГАЕВА/ТАСС

Значительную часть пассажиров, которые по утрам и вечерам отправляются в город или из него, составляют «маятники» — местные трудовые мигранты./ФОТО Ярослава ЧИНГАЕВА/ТАСС

Теория относительности

Специалисты называют «маятниками» тех, кто отправляется на работу за пределы места своего жительства, в другой регион. Однако и такого рода трудовая миграция неоднородна. В этой связи часть экспертов полагают, что границы трудовой агломерации Петербурга простираются на 60 км от города. А другие полагают, что на все 120 – 140. По экспертным оценкам, в Петербург только из Ленобласти ежедневно приезжают на работу более 440 тыс. человек. Благо скоростная «Ласточка» легко преодолевает немалые расстояния и существенно помогает жителям даже довольно отдаленных населенных пунктов Ленобласти. И это не только Тосно, Любань или Сиверский, а даже новгородское Чудово. Так что если место работы «маятника» неподалеку от вокзала, в целом путь до него займет ненамного больше времени, чем у обычного петербуржца. Многие из нас каждые утро и вечер тратят по часу-полтора на дорогу из дома к месту работы и обратно из одного района в другой. А еще к ним присоединяются те, кто прибывает в город из той же Ленобласти на работу сразу на неделю, а это, по некоторым оценкам, примерно 200 тыс. человек.

Далеко, но денежно

Эксперты уверены: причинами маятниковой трудовой миграции являются нехватка или отсутствие по месту жительства профильных вакансий, а также желание зарабатывать больше, чем там обычно платят. Одна из моих знакомых до недавнего времени ездила из Петергофа в район станции метро «Беговая». «Как‑то специально засекла: от дома до места работы на своей машине я каждый раз проезжала 67 километров, — говорит она. — Дорога занимала 40 минут только благодаря тому, что ехала напрямую через дамбу на автомобиле. На общественном транспорте времени ушло бы в два-три раза больше». Дама честно призналась — ездила так далеко только потому, что условия труда были весьма привлекательными. Работала она посменно, в день и ночь, 2 через 2 по 12 часов — времени на личную жизнь оставалось достаточно. Хорошо платили — к обычным 100 тыс. рублей в месяц работодатель добавлял регулярные премии. К тому же были приятные «пряники» в виде бесплатного (во время работы) питания, ДМС и компенсации части расходов на связь. «Поэтому даже существенные затраты на топливо и обслуживание машины для меня были вполне приемлемы, — поясняет она. — Если бы не жизненные обстоятельства, ни за что бы эту работу на другую не променяла».

А мой напарник, с которым я когда‑то трудился в мебельном цехе завода имени Егорова, теперь живет далеко за городом. Но работает в Петербурге, зимой и летом добираясь до ближайшей железнодорожной станции на электросамокате. «От города до моей станции около 50 километров — час езды. Еще полчаса занимает дорога до нее и от Финляндского вокзала до места работы, — делится он. — Многовато, конечно — 3 часа в день. Но привыкаешь — в пути тоже можно найти полезное занятие». Как и в предыдущем случае, все решает выигрыш в деньгах — по месту жительства подходящих вакансий по его профилю нет, а заниматься чем‑то другим «за копейки» он теперь не хочет.

Удаленка не помогает

Увы, но ставший в последние годы распространенным удаленный формат занятости, теоретически вполне способный снизить объемы маятниковой и местной трудовой миграции, в реальности на них сказывается мало. «В отличие от тех, кто переезжает в Петербург на длительное время, «маятниковые» мигранты чаще всего выбирают отрасли, где не требуется особой квалификации, — поясняет независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Обычно они заняты в сфере строительства и торговли, в логистике и на обрабатывающих производствах, в системе общепита и на транспорте». А вот среди специалистов высокотехнологичных компаний, в которых система удаленной занятости как раз больше всего распространена, их гораздо меньше. И понятно, что работать кассиром в гипермаркете или подсобником на стройке удаленно не будешь.

Однако и пригодиться там, где родился, получается не всегда. Увы, но во многих небольших городках или поселках Северо-Запада работы по имеющейся специальности попросту нет — люди вынуждены искать ее за пределами родины. Да и уровень оплаты труда только добавляет желания искать счастья в Петербурге. Ведь если продавцу за одну и ту же работу в «глубинке» платят вдвое меньше, поневоле задумаешься о «маятниковой» занятости.

Город ждет

«В притоке рабочей силы из других регионов Петербург будет нуж­даться всегда, — говорит по этому поводу председатель комитета по труду и занятости населения города Дмит­рий Чернейко. — Средний прирост потребности в кадрах в период до 2028 года для большинства отраслей его экономики составит около 1,5 %, но в отдельных из них он будет намного выше. Например, в таких как торговля, обрабатывающие производства, транспорт и логистика».

И Петербург активно ищет работников за своими пределами. Так, 5 октября в онлайн-формате состоялась Ярмарка вакансий для тех, кто готов трудиться на берегах Невы. В ней приняли участие более 150 предприятий, которые предложили соискателям свыше 2,5 тыс. вакансий: прямую трансляцию смот­рели жители двадцати регионов России, которые выразили заинтересованность в переезде на работу в Петербург. Среди них наверняка были и те, кто хочет попробовать работать в «маятниковом» режиме, приезжая в город только по делу. «Экономика города интенсивно развивается, — отметил директор организовавшего ярмарку Центра трудовых ресурсов Алексей Чистяков. — Поэтому подобные ярмарки мы проводим регулярно и намерены увеличивать количество регионов, участвующих в них, и привлекать новых работодателей Петербурга».

Кстати 

На предложение переехать в город с населением менее 300 тысяч человек ради работы с зарплатой в два раза выше сегодняшней в Петербурге согласились бы всего 43 % горожан, тогда как четверо из десяти выступают категорически против такой идеи. При этом 66 % жителей Омска, 63 % новосибирцев, 62 % красноярцев и свыше 60 % жителей Волгограда и Перми на это готовы, потому что «с деньгами и в маленьком городке можно отлично жить».


#миграция #работа #зарплата

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7524) от 17.10.2023 под заголовком «Куда качнется «маятник»».


Комментарии