Кто обижает Смоленку? Реку ждет экологическая «перезагрузка»
Реку Смоленку, где продолжаются дноочистительные работы, ждет полная «перезагрузка». Вода в этой реке, разделяющей Васильевский остров и остров Декабристов, скоро посветлеет еще на одном отрезке, а в следующем году, как ожидается, преобразится все ее русло – от истока до устья. По расчетам подрядчика, подведомственной Смольному компании «Экострой», когда этот многолетний проект завершится, из реки будет поднят и утилизирован довольно внушительный слой загрязненного донного грунта – более 100 тысяч кубометров.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Наверное, не осталось в Петербурге ни одной инстанции, куда бы ни обращались в последние годы с жалобами василеостровцы, живущие по соседству со Смоленкой. Да и как иначе: масляные пятна, появляющиеся на ней, видны невооруженным глазом, а глядя на мусор, «украшающий» ее берега, нетрудно представить, какие напластования хранятся на дне.
Во многом благодаря активности горожан Смоленка, где дноочистительные работы проводились больше 15 лет назад, дождалась своего часа. Природоохранная команда вернулась туда в 2018 году, когда новый такой проект прошел госэкспертизу, и приступила к очистке той части реки, которая расширяется ближе к Финскому заливу в виде ковша. А годом позже привела в порядок следующий ее участок – от устья до Наличного моста, что недалеко от станции метро «Приморская».
Тогда же Смоленка вошла в федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов», точнее – в региональную составляющую экологического национального проекта, и средства на ее очистку стали поступать также из этого источника. Причем немалые: всего за три года (2019 – 2021 гг.) на оздоровление реки, по данным экостроевцев, будет выделено около 200 миллионов рублей, и половину этой суммы составят отчисления из госказны.
Однако цель тут оправдывает средства, что показал новый этап работ по «обновлению» реки, которые ведутся нынче с 21 мая на отрезке 1,5 км между Наличным и Смоленским мостами. Трудно поверить, но за этот срок на полигон, находящийся близ устья реки Красненькой и отгороженный от Невской губы гидротехническим сооружением, отсюда было отправлено уже около 300 шаланд с грязными донными отложениями. А водолазы из отряда подводно-технических работ, обследовав дно, подняли лебедкой, установленной на плавучей площадке, не одну сотню «утопленников»: ржавые бочки, шины, куски бетонных плит и т. д.
Такое впечатление, что Смоленку «обижают» все кому не лень, разводят руками специалисты. Но как туда попадают, скажите на милость, нефтепродукты? Неужто кто-то умудряется мыть там легковые машины? Вроде бы никого за этим занятием не ловили, да и автозаправок, на которые можно было бы грешить, у речных берегов не наблюдается...
Нет, дело в другом, поясняет Николай Тихомиров, заместитель генерального директора «Экостроя». Ра дужные разводы появляются на городских реках после дождей, смывающих в акваторию с ближних строительных площадок, промышленных зон и парковок всякие вредные вещества, а тяжелые фракции нефтепродуктов со временем оседают на дно. Вот и в Смоленке заиленный донный грунт пропитался ими с годами изрядно: их концентрации, судя по результатам лабораторных исследований, превышают здесь предельно допустимый порог многократно.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Поэтому нужно снимать верхний слой отложений (толщина его составляет от полуметра и выше), подогнав сюда целую флотилию спецтехники: землечерпательную машину и экскаватор на понтоне, катера и буксиры, которые развозят груженые посудины, формируют из них в Финском заливе караван из сцепленных попарно плавсредств и уводят его к особому полигону.
В охранных же зонах (около мостов, набережных и в местах прохождения инженерных подводных сетей), где применять такую технику запрещено, следует отгонять этот слой в сторону мощной струей водомета с помощью размывочных комплексов и затем его собирать.
Но, как ни крути, часть потревоженных нефтепродуктов всплывает, и, чтобы избежать повторного загрязнения реки, их приходится ловить, ставя боновые заграждения. Время от времени эти «ворота», правда, нужно открывать, пропуская шаланды, и масляные пятна могут прорваться в Невскую губу, где за ними «охотится» другое природоохранное предприятие «ПИЛАРН».
Охранных зон на Смоленке немало, к тому же она так узка, что разойтись плавсредствам почти невозможно. Но и это не все: если вода в реке поднимается, шаланды, которые не могут пройти под некоторыми низкими ее мостами, попадают, по сути, в ловушку. А при резком понижении уровня воды такие груженые суда с низкой осадкой вновь оказываются недвижимы, поэтому благоприятных для работы дней у экостроевцев не очень-то много. По крайней мере так было в прошлом сезоне...
Между тем в середине июня специалисты вывели технику на последний, завершающий, участок реки (от Смоленского моста до истока), который предстоит довести до ума в сезон-2021. По словам Николая Тихомирова, глубина ее по всему руслу к тому времени будет при нулевом уровне воды по Кронштадтскому футштоку в среднем около 2,7 метра, то есть куда больше сегодняшней. Это увеличит проточность речной воды, отмечает он, что в свою очередь замедлит накопление вредных веществ после очистки и повлияет на развитие судоходства (для всех видов речного транспорта Смоленка пока что закрыта).
Это важный, но не единственный такого рода объект «Экостроя». Подобные работы предприятие вот-вот завершит на Запасном пруду водоотводной системы петергофских фонтанов и Буферном нижнем пруду в Приморском районе, после чего приступит к очистке дна реки Глухарки и Восточного канала Юнтоловской лесной дачи там же, на севере города. А в августе нынешнего года придет на Петроградскую сторону и возьмется за Карповку, где тоже непростые, прямо скажем, условия для работы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (6725) от 23.07.2020 под заголовком «Кто обижает Смоленку».
Комментарии