Кто на сносимого? В Петербурге начали убирать «хрущевки»

22 июля 2020 года начался снос «хрущевки» в Санкт-Петербурге. Это не первая снесенная пятиэтажка, выстроенная в Ленинграде в период 1959-1970 гг. Первые два дома этой серии (и вообще «хрущевок») в нашем городе были снесены в 2002 году по адресу Ленинский проспект, 137 (корп. 2 и 3). Вторая двойка этих домов была снесена по соседству с первыми в 2008 году. Теперь на их месте выстроен новый жилой монолитный дом. Но на том все сносы «хрущевок» и прекратились на долгие 12 лет. Причины уже излагались неоднократно, не будем на них здесь останавливаться. А вот остановиться на «личности» домов, которые начали сносить, всё-таки, следует. Почему же именно с них начался снос пятиэтажек в Санкт-Петербурге? Для этого необходимо взглянуть на их историю.

Кто на сносимого? В Петербурге начали убирать «хрущевки» | Фото: Автора

Фото: Автора

С 1955 года в строительство жилых зданий с целью ускорения их строительства и внедрения более эффективных материалов (как тепло, звуко-, так и экономически) стали внедрять новые стеновые материалы. Одним из таких любопытных материалов оказался вспененный бетон, или газобетон. К слову сказать – он до сих пор является самым теплоэффективным материалом для ограждающих конструкций, то есть бережет тепло зимой и прохладу летом в квартире.

Для внедрения в производство на новых домостроительных комбинатах было закуплено польское оборудование полного цикла для нескольких городов. Один такой комплект (заводской комплект) попал и в Ленинград, в Автово. Впоследствии, благодаря слухам работников этого домостроительного комбината (ДСК-3) в народе устоялось не очень верное представление о том, что нам внедрили и польское проекты домов. От некоторых жителей города еще можно услышать версии об их чешском и югославском происхождении. Всё это вызывает улыбку и желание мягко поправить данное мнение точными данными. А именно – авторы этой серии домов Наум Захарович Матусевич, Каменский Валентин Александрович и Жук Александр Владимирович спроектировали ее в стенах ленинградского института ЛенНИИпроект исходя из требований конкурса о создании малометражных квартир.


Фото: Автово (квартал 7-8) из журнала Архитектура СССР 10-1963

Несмотря на то, что оборудование было польское, оно не было предназначено ни для каких конкретно изделий, поэтому параметры, размеры и масштабы квартир и домов создавались архитекторами ЛенНИИпроекта совместно с работниками ДСК под наши, ленинградские проекты. Но вот этот проект сам по себе выделяется из массы всех наших ленинградских «хрущевок». И не только тем, что только у него есть газобетонные внешние стены. Это также самые тонкие дома. Не относительно стен, а относительно общей толщины здания.

Это связано с тем, что на этаже располагается всего по 2 квартиры: одна трехкомнатная и одна четырехкомнатная. И метражи в этих квартирах самые маленькие среди всех проектов. Мало того, что общая комната проходная, так и остальные комнаты обладают небольшими площадями: по 6,7 и 8 метров квадратных. Кухня у этих квартир минимальная – 5,4 кв. метров. Дополняет ощущение тесноты на кухне маленькое узкое окно, напоминающее бойницу – оно сделано таким из архитектурных соображений (добавляет рисунок на аскетичном фасаде) и из бытовых – чтобы можно было больше мебели поставить вдоль стен (насколько это возможно). Санузел также минимален – совмещенный и в ряде случаев только с сидячей ванной.


Фото: Автовский ДСК

Несмотря на более чем скромные планировки в самом начале 1960-х годов в ряде исследований планировщиков, демографов и специалистов органов распределения жилплощади отмечается то, что они наилучшим образом подходят для расселения семей в 2-3-4 человека. И воспоминания новоселов 1960-1970-х годов пестрят тем, что каждому члену предоставляется хоть маленькая, но своя комнатушка. Более того, в такую квартиру трудно было поселить несколько семей из-за ее малогабаритности и проходной общей комнаты, поэтому доля коммунальных квартир в домах серии ГИ минимальна.

Но есть и минусы у такой квартиры – комнаты действительно предоставлялись по принципу «один член семьи – одна комната», но и общая комната при этом задействовалась. То есть кому-то из членов семьи приходилось жить и спать в общей проходной комнате, что не совсем комфортно. Совмещенный узел в условиях 4-комнатной квартиры также представляется не лучшим решением. И его никак не разделить и поныне. Подсобных площадей, не говоря уж о балконах и лоджиях у домов серии ГИ почти не было. В подъезде никакого намека на колясочную. Сами площади комнат и квартир настолько минимальны, насколько это возможно – мебели там можно было поставить по самому минимуму, скромному даже по меркам того времени, когда боролись со всеми старыми большими гарнитурами.

В первой половине 1960-х годов, в эпоху тотальной экономии, здания строились преимущественно в районе вокруг предприятия стройиндустрии (ДСК). Поэтому домами серии ГИ плотно застроены южная часть Автово, где они достигают уникальности в монотонности строчной застройки вдоль улицы Червонного Казачества. В 1961 году ими начали застраивать Дачное и продолжали вплоть до 1965 года. С 1963 года застройка ушла в Ульянку и Сосновую Поляну.

Подавляющее большинство зданий серии ГИ выстроено именно на Юго-Западе города, в этих районах. Но есть незначительное количество их между улицами Краснопутиловской и Костюшко в Московском районе и один квартал в Купчино. Есть единичные представители и в пригородах (Ленсоветовский, Ломоносов). Всего таких домов в Санкт-Петербурге было выстроено 666 зданий. Да, довольно забавное число. Но сегодня 5 зданий этой серии снесены.

Эти дома строили до 1969 года, когда были сняты с производства и заменены 9-этажными «кораблями». К этому году стало понятно, что они не удовлетворяют целому комплексу требований к возводимому жилью. Их стены внутренние достаточно тонки, а площади квартир недостаточны. Ограниченная квартирография (3-х и 4-х комнатные) затрудняла жизнь органам расселения – в них можно было заселить ограниченную категорию семей. Проектировщики попытались исправить положение созданием в 1961 году сначала 6-этажным точечным, а с 1962 и 8-9-этажным домом серии Г-4П. В ней уже были введены одно- и двухкомнатные квартиры. Это позволило брать их на вооружение жилищно-строительными кооперативами. Но выход полезной и жилой площадей квартир оставался по-прежнему мал. Еще поэтому они стоят в районе довольно близко друг к другу (ближе чем остальные серии «хрущевок»).


Чересчур аскетичная архитектура также была подвергнута критике вполне заслуженно. Эти дома плоски, не имеют ни балконов, ни лоджий, ни ризалитов. Ничего кроме цветочных горшков и довольно унылого ритма оконных блоков не украшает эти здания. Точечные здания еще придают какое-то своеобразие, но избавить от унылости застройку не позволяют. Можно добавить также и то, что газобетон наружных стен приходилось подкрашивать каждые 10 лет, и, когда перхлорвиниловая краска облезала, фасад дома выглядел довольно непредставительно.

Почему же именно с них начался снос? По ряду причин. И важнейшая из них, всё-таки, это их малогабаритность. Здесь она как ни в какой другой пятиэтажке не доведена до такого максимума, до такого предельного минимализма дальше которого сокращать уже действительно нечего. Эксплуатационные характеристики у этих домов также довольно низкие – на них довольно много жалоб и в связи с протечками и в связи с низкой шумоизоляцией. Справедливости ради следует отметить и их низкий уровень обработки фасадов. Архитектура этих зданий не просто лаконична, она просто выхолощена и высушена здесь до уровня объема бруска. И реконструировать их довольно проблематично – надстраивать их невозможно по условиям инсоляции и аэрации, они слишком близко стоят друг к другу. Перепланировать их из-за чрезвычайно малогабаритных объемов практически невозможно.


Фото: Так выглядел дом по адресу 2-я Комсомольская 39 в 2016 г.

Изменить же их архитектуру довольно трудно из-за газобетона (хрупкого материала) наружных стен и без повышения этажности это лишено экономического смысла. Да и трудно из данного бруска сделать что-то внятное в архитектурном отношении без радикальной перестройки, которая лишена какого-бы то ни было экономического смысла. Реконструкции и повышению архитектурной привлекательности более оправданно поддаются другие серии пятиэтажек (кроме, пожалуй, серии «ОД» Невского района).

#реновация #хрущевки #снос #история

Комментарии