Кто на сносимого? В Петербурге начали убирать «хрущевки»

22 июля 2020 года начался снос «хрущевки» в Санкт-Петербурге. Это не первая снесенная пятиэтажка, выстроенная в Ленинграде в период 1959-1970 гг. Первые два дома этой серии (и вообще «хрущевок») в нашем городе были снесены в 2002 году по адресу Ленинский проспект, 137 (корп. 2 и 3). Вторая двойка этих домов была снесена по соседству с первыми в 2008 году. Теперь на их месте выстроен новый жилой монолитный дом. Но на том все сносы «хрущевок» и прекратились на долгие 12 лет. Причины уже излагались неоднократно, не будем на них здесь останавливаться. А вот остановиться на «личности» домов, которые начали сносить, всё-таки, следует. Почему же именно с них начался снос пятиэтажек в Санкт-Петербурге? Для этого необходимо взглянуть на их историю.

Кто на сносимого? В Петербурге начали убирать «хрущевки» | Фото: Автора

Фото: Автора

С 1955 года в строительство жилых зданий с целью ускорения их строительства и внедрения более эффективных материалов (как тепло, звуко-, так и экономически) стали внедрять новые стеновые материалы. Одним из таких любопытных материалов оказался вспененный бетон, или газобетон. К слову сказать – он до сих пор является самым теплоэффективным материалом для ограждающих конструкций, то есть бережет тепло зимой и прохладу летом в квартире.

Для внедрения в производство на новых домостроительных комбинатах было закуплено польское оборудование полного цикла для нескольких городов. Один такой комплект (заводской комплект) попал и в Ленинград, в Автово. Впоследствии, благодаря слухам работников этого домостроительного комбината (ДСК-3) в народе устоялось не очень верное представление о том, что нам внедрили и польское проекты домов. От некоторых жителей города еще можно услышать версии об их чешском и югославском происхождении. Всё это вызывает улыбку и желание мягко поправить данное мнение точными данными. А именно – авторы этой серии домов Наум Захарович Матусевич, Каменский Валентин Александрович и Жук Александр Владимирович спроектировали ее в стенах ленинградского института ЛенНИИпроект исходя из требований конкурса о создании малометражных квартир.


Фото: Автово (квартал 7-8) из журнала Архитектура СССР 10-1963

Несмотря на то, что оборудование было польское, оно не было предназначено ни для каких конкретно изделий, поэтому параметры, размеры и масштабы квартир и домов создавались архитекторами ЛенНИИпроекта совместно с работниками ДСК под наши, ленинградские проекты. Но вот этот проект сам по себе выделяется из массы всех наших ленинградских «хрущевок». И не только тем, что только у него есть газобетонные внешние стены. Это также самые тонкие дома. Не относительно стен, а относительно общей толщины здания.

Это связано с тем, что на этаже располагается всего по 2 квартиры: одна трехкомнатная и одна четырехкомнатная. И метражи в этих квартирах самые маленькие среди всех проектов. Мало того, что общая комната проходная, так и остальные комнаты обладают небольшими площадями: по 6,7 и 8 метров квадратных. Кухня у этих квартир минимальная – 5,4 кв. метров. Дополняет ощущение тесноты на кухне маленькое узкое окно, напоминающее бойницу – оно сделано таким из архитектурных соображений (добавляет рисунок на аскетичном фасаде) и из бытовых – чтобы можно было больше мебели поставить вдоль стен (насколько это возможно). Санузел также минимален – совмещенный и в ряде случаев только с сидячей ванной.


Фото: Автовский ДСК

Несмотря на более чем скромные планировки в самом начале 1960-х годов в ряде исследований планировщиков, демографов и специалистов органов распределения жилплощади отмечается то, что они наилучшим образом подходят для расселения семей в 2-3-4 человека. И воспоминания новоселов 1960-1970-х годов пестрят тем, что каждому члену предоставляется хоть маленькая, но своя комнатушка. Более того, в такую квартиру трудно было поселить несколько семей из-за ее малогабаритности и проходной общей комнаты, поэтому доля коммунальных квартир в домах серии ГИ минимальна.

Но есть и минусы у такой квартиры – комнаты действительно предоставлялись по принципу «один член семьи – одна комната», но и общая комната при этом задействовалась. То есть кому-то из членов семьи приходилось жить и спать в общей проходной комнате, что не совсем комфортно. Совмещенный узел в условиях 4-комнатной квартиры также представляется не лучшим решением. И его никак не разделить и поныне. Подсобных площадей, не говоря уж о балконах и лоджиях у домов серии ГИ почти не было. В подъезде никакого намека на колясочную. Сами площади комнат и квартир настолько минимальны, насколько это возможно – мебели там можно было поставить по самому минимуму, скромному даже по меркам того времени, когда боролись со всеми старыми большими гарнитурами.

В первой половине 1960-х годов, в эпоху тотальной экономии, здания строились преимущественно в районе вокруг предприятия стройиндустрии (ДСК). Поэтому домами серии ГИ плотно застроены южная часть Автово, где они достигают уникальности в монотонности строчной застройки вдоль улицы Червонного Казачества. В 1961 году ими начали застраивать Дачное и продолжали вплоть до 1965 года. С 1963 года застройка ушла в Ульянку и Сосновую Поляну.

Подавляющее большинство зданий серии ГИ выстроено именно на Юго-Западе города, в этих районах. Но есть незначительное количество их между улицами Краснопутиловской и Костюшко в Московском районе и один квартал в Купчино. Есть единичные представители и в пригородах (Ленсоветовский, Ломоносов). Всего таких домов в Санкт-Петербурге было выстроено 666 зданий. Да, довольно забавное число. Но сегодня 5 зданий этой серии снесены.

Эти дома строили до 1969 года, когда были сняты с производства и заменены 9-этажными «кораблями». К этому году стало понятно, что они не удовлетворяют целому комплексу требований к возводимому жилью. Их стены внутренние достаточно тонки, а площади квартир недостаточны. Ограниченная квартирография (3-х и 4-х комнатные) затрудняла жизнь органам расселения – в них можно было заселить ограниченную категорию семей. Проектировщики попытались исправить положение созданием в 1961 году сначала 6-этажным точечным, а с 1962 и 8-9-этажным домом серии Г-4П. В ней уже были введены одно- и двухкомнатные квартиры. Это позволило брать их на вооружение жилищно-строительными кооперативами. Но выход полезной и жилой площадей квартир оставался по-прежнему мал. Еще поэтому они стоят в районе довольно близко друг к другу (ближе чем остальные серии «хрущевок»).


Чересчур аскетичная архитектура также была подвергнута критике вполне заслуженно. Эти дома плоски, не имеют ни балконов, ни лоджий, ни ризалитов. Ничего кроме цветочных горшков и довольно унылого ритма оконных блоков не украшает эти здания. Точечные здания еще придают какое-то своеобразие, но избавить от унылости застройку не позволяют. Можно добавить также и то, что газобетон наружных стен приходилось подкрашивать каждые 10 лет, и, когда перхлорвиниловая краска облезала, фасад дома выглядел довольно непредставительно.

Почему же именно с них начался снос? По ряду причин. И важнейшая из них, всё-таки, это их малогабаритность. Здесь она как ни в какой другой пятиэтажке не доведена до такого максимума, до такого предельного минимализма дальше которого сокращать уже действительно нечего. Эксплуатационные характеристики у этих домов также довольно низкие – на них довольно много жалоб и в связи с протечками и в связи с низкой шумоизоляцией. Справедливости ради следует отметить и их низкий уровень обработки фасадов. Архитектура этих зданий не просто лаконична, она просто выхолощена и высушена здесь до уровня объема бруска. И реконструировать их довольно проблематично – надстраивать их невозможно по условиям инсоляции и аэрации, они слишком близко стоят друг к другу. Перепланировать их из-за чрезвычайно малогабаритных объемов практически невозможно.


Фото: Так выглядел дом по адресу 2-я Комсомольская 39 в 2016 г.

Изменить же их архитектуру довольно трудно из-за газобетона (хрупкого материала) наружных стен и без повышения этажности это лишено экономического смысла. Да и трудно из данного бруска сделать что-то внятное в архитектурном отношении без радикальной перестройки, которая лишена какого-бы то ни было экономического смысла. Реконструкции и повышению архитектурной привлекательности более оправданно поддаются другие серии пятиэтажек (кроме, пожалуй, серии «ОД» Невского района).

#реновация #хрущевки #снос #история

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.