Крылатый дозор. Как птицы охраняют порт «Бронка»

Черный коршун Веня сделал несколько кругов у причала, и чайки, метавшиеся поблизости над волнами, улетели прочь с тревожными криками... Таких крылатых дозорных можно увидеть во многих морских терминалах всего мира. Авиаторы тоже берут их на службу: небо вокруг аэропорта «Пулково» пернатые хищники стерегут, отпугивая своих диких сородичей, чтобы не мешали полетам железных «птиц», лет двадцать. А теперь этот метод освоили и петербургские портовики. В морском многофункциональном перегрузочном комплексе (ММПК) «Бронка» начала действовать первая в России стивидорская орнитологическая служба.

Крылатый дозор. Как птицы охраняют порт «Бронка» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Когда ни портов, ни дамбы в Невской губе не было в помине, местных пернатых и чужаков там наблюдалось куда больше. Теперь перелетные птицы следуют этим путем в период миграции, почти не задерживаясь. Но не сказать, что пичуг здесь вовсе не стало. По сей день в этих местах обитают чайки трех-четырех видов. В районе порта, недалеко от которого находится государственный природный заказник «Южное побережье Невской губы», можно также увидеть галок, ворон, голубей, отмечает кандидат биологических наук Владимир Храбрый, старший научный сотрудники Зоологического института РАН.

Как любой инфраструктурный объект, «Бронка» с ее могучими кранами представляет для пернатых опасность, однако они чувствуют себя там вольготно. Были даже случаи, когда рядом пытались гнездиться дикие утки, уверяют портовики. А с другой стороны...

Когда из-за пандемии просели все портовые хозяйства, «Бронка» потеряла 9% объемов. Ее грузооборот упал до 3,5 млн тонн в год, и все же она продолжала удерживать четвертое место в регионе и восьмое среди всех российских портов. Эти данные привел Алексей Шуклецов, исполнительный директор компании «Феникс», оператора ММПК.

Нынче объемы подросли. А в структуре перевалки «Бронки», единственного в Петербурге глубоководного порта, важное место занимают накатные грузы (дорогостоящие легковушки, ждущие окончания таможенных процедур), которые требуется обезопасить от следов жизнедеятельности птичьих стай. И уберечь от рискованных полетов самих птиц, решив разом сразу две непростые задачи.

Портовики задумались: как быть? От звуковых репеллентов, разных пищалок, пользы мало. Быстро к ним привыкнув, птицы перестают их замечать. А вот биорепеллентный способ, основанный на генетическом страхе пернатых перед ловчими сородичами, тут незаменим, решили специалисты. И создали у себя орнитологическую службу  по их словам, первую в России такого рода, выбрав в качестве подрядчика соколиный клуб «Финист».

«В Петербурге наши питомцы охраняют Ботанический сад, дежурят на зернохранилищах и хлебозаводах, отпугивая одним своим видом пернатую мелочь,  рассказала директор клуба Милослава Панфилова.  В порту мы хотели задействовать половину своих служебных птиц, порядка восьми, но оказалось, хватает и трех...»

Договор с клубом «Бронка» заключила в августе прошлого года. Какое-то время потребовалось, чтобы притереться друг к другу, а с этого года новая служба действует в полную силу. Портовики отмечают в журнале, где и когда на объекте появляются крылатые соседи. На основании этого мониторинга и в зависимости от сезонности орнитологи строят график работы. Зимой они приезжали сюда два-три раза в месяц, а с наступлением весенней миграции птиц стали бывать здесь почти ежедневно.

Специально обученные соколы, ястребы и коршуны несут тут крылатый дозор поочередно. Пока одна птица в полете, другие сидят, вцепившись в перчатки сокольничих (на голове  кожаный клобук), и каждая вносит вклад в общее дело. Соколы-балобаны Налетай и Доброк, высотные стражи, отпугивают от причалов чаек. Ястребы-тетеревятники Джеки Чан и Бьюти, летая на короткие дистанции, держат в страхе голубей и ворон. А последним взмывает к небесам коршун Веня, чтобы закрепить, как говорится, успех.

Каждая птица знает свою территорию и возвращается к тренеру, отлетая метров на 200, не больше, поясняет Милослава. Это не ловчие, а служебные птицы, которым охотиться и не нужно: корм они получают без того. Правда, ястреб-тетеревятник может увлечься, но, даже если схватит пичугу, вреда ей не окажет: перед полетом его когти, самое главное оружие, прячут в резиновые колпачки.

Словом, ущерба орнитофауне такое дежурство не наносит, это самый птицелюбивый метод охраны объектов, соглашается Владимир Храбрый, а пользы  сколько угодно.

#птицы #орнитологи #порт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6945) от 16.06.2021 под заголовком «Джеки Чан наводит страх».


Комментарии