Кристальная топонимия: три мостовых сооружения в Петербурге недавно получили названия

Путепровод на южной окраине Автова стал Ново-Автовским, а мосты через Лахтинскую гавань — Кристальным и Прозрачным.

Кристальная топонимия: три мостовых сооружения в Петербурге недавно получили названия | ФОТО автора

ФОТО автора

Жители юго-западных районов Петербурга еще помнят, как стояли на проспекте Стачек перед железнодорожным переездом. Расположенная там ветка идет в порт. От иных переездов этот отличался тем, что через него шел трамвай. Постепенно последний увели на Кронштадтский трамвайный путепровод, а в 2002 году взамен переезда построили масштабный автодорожный мост. Он навис не только над железнодорожными путями, но также над рекой Красненькой, Автовской улицей, дорогой в Угольную Гавань и улицей Морской Пехоты.

Два десятка лет не утихают споры о влиянии виадука на местность. Он закрыл собой фактические ворота, пропилеи Автова — их роль играют «сталинки» на обе стороны проспекта Стачек. Однако иного варианта придумать не смогли. Логичную, казалось бы, альтернативу с тоннелем здесь не осуществить: внизу на уровне мелкого заложения проходит 1‑я линия метро.

Как бы то ни было, у самого путепровода все это время не было названия, даже народного. Несколько лет назад топонимисты с подачи неравнодушных людей задумались над этим вопросом. Первый вариант — Новоавтовский путепровод (рядом, в створе проспекта Маршала Жукова, есть путепровод «Автово», а потому просто Автовским назвать было нельзя) — они поначалу отсекли. Не дошли до утверждения и два других варианта — Краснокабацкий путепровод (здесь, от трактира «Красный кабачок», начиналось Краснокабацкое шоссе, ныне ставшее улицей Червонного Казачества и частью Краснопутиловской улицы) и Княжевский путепровод (по историческому району Княжево). Первый топонимисты посчитали «неподходящим для инженерного сооружения», а второй забраковала администрация Кировского района.

И вот после анализа вновь вернулись к изначальному варианту, но в измененной форме — Ново-Автовский. Надо заметить, что такое написание является архаичным. Члены Топонимической комиссии ознакомились с письмом за подписью замдиректора Института русского языка имени Виноградова Елены Шмелевой, где та со ссылкой на научное исследование уверяет: «В целом по России слитное написание перечисленных компонентов составляет 94 – 96 %» (речь не только о компоненте «ново…», но также о компонентах «старо…», «верхне…», «нижне…», «средне…» и прочих). По сведениям Шмелевой, аналогичное правило было принято и для картографов в 1961 году. Но словам ученых мужей топонимисты не вняли, и теперь путепровод официально зовется Ново-Автовским.

Любопытная коллизия приключилась с топонимическим ансамблем вокруг «Лахта-центра». В 2018 году «Газпром» вместе с краеведами и СМИ устроили что‑то вроде конкурса на лучшие названия. Выбрали композицию, связанную с небоскребом: Высотная, Воздушная, Водная улицы, Кристальный и Прозрачный переулки (последние — по стеклам здания). В процессе согласования переулки «выбросили»: они не устроили комитет по градостроительству и архитектуре, который посчитал их частью развязки, а не самостоятельными проездами.

Накануне Дня города, 26 мая 2023 года, было открыто движение по двум мостам-эстакадам. Их набросили над Лахтинской гаванью, связав Воздушную улицу с улицей Савушкина. Автор этих строк в шутку предложил назвать мосты Кристальным и Прозрачным, чтобы не потерять «изысканный» ансамбль. А Топонимическая комиссия взяла и выдала соответствующую рекомендацию. Прозрачным теперь официально стал южный мост от Воздушной улицы к улице Савушкина возле перекрестка с Приморским проспектом (на снимке), а Кристальным — северный мост, связывающий Приморское шоссе севернее Приморского путепровода с Воздушной улицей.


#мосты #названия #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (7574) от 27.12.2023 под заголовком «Кристальная топонимия».


Комментарии