Крест на набережной

На пути строительства Обуховской набережной встало новое препятствие. На берегу Невы, по которому должна пройти эта трасса, задумали «воссоздать» Преображенскую церковь при Фарфоровом заводе. Возведение здесь храма тем неожиданнее, что ранее под предлогом тесноты увеличили проектный объем соседней церкви, которая строится в Ломоносовском саду.

Крест на набережной | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Церковь Преображения Господня при Императорском фарфоровом заводе была основана еще в XVIII веке и впоследствии неоднократно перестраивалась. Как видно на старых картах, она стояла прямо у воды, на небольшом мысу, выдающемся в Неву. В 1932 году храм был разрушен.

Как сообщил жителям заместитель главы администрации Невского района Денис Захаров, с инициативой по воссозданию постройки выступил Фонд содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви.

По данным сайта www.kartoteka.ru, эта структура была учреждена в апреле 2017 года Ильей Козловым и Вадимом Красновым, людьми в этой сфере не новыми: они также основали фонд содействия восстановлению киновии Александро-Невской лавры.

По словам Захарова, храм предложено «воссоздать на историческом месте» между Невой и проспектом Обуховской Обороны напротив дома № 151 (то есть напротив Фарфорового завода). Администрация района поддержала эту инициативу. Отметим, что участок под строительство официально пока не сформирован. Кроме того, земля вдоль Невы считается прибрежной водоохранной зоной. Наконец, следует учитывать, что на эту территорию может объявиться еще один претендент - комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).

По генеральному плану, вдоль левого берега Невы от Обводного канала в сторону Рыбацкого предусмотрено строительство магистрали, известной как Обуховская набережная. Она призвана разгрузить проспект Обуховской Обороны, который испытывает все большую нагрузку из-за новостроек Усть-Славянки. Как мы рассказывали, по двум участкам будущей дороги уже проводились предпроектные работы. Один из них - между переулком Матюшенко и улицей Крупской - проходит мимо Фарфорового завода, где и планируется строительство церкви.

До конца нынешнего года в генплан собираются внести корректировки (утвердив их сначала малым составом правительства, а затем - на заседаниях Законодательного собрания). Главный посыл, из-за которого взялись править документ, - продление срока его действия до 2021 года. Но общественные активисты пытались также добиться исключения из него ряда магистралей, которые прочерчены по территориям объектов культурного наследия.

Будущая Обуховская набережная входит в список такого рода трасс. Ведь возле того же Фарфорового завода расположен региональный памятник архитектуры - выходящая к воде терраса. Чтобы проложить дорогу, старинное сооружение придется либо переносить (что плохо согласуется с законом), либо каким-то образом огибать (что может сделать проект бессмысленным с транспортной точки зрения). И вот теперь поблизости от террасы появляется новое препятствие - церковь при заводе.

«КРТИ настаивает, что эта трасса позарез как нужна», - рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. Власти пока не готовы исключить магистраль из генплана, спор по этому поводу не окончен, говорит наш собеседник. Он считает, что от этой дороги как раз можно было бы отказаться, и не только по соображениям охраны наследия.

Во-первых, с градостроительной точки зрения хочется оставить хоть одну набережную для пешеходов, а не для автомобилей. «Эта мысль много кем высказывается, но почему-то мало кем реализуется, особенно в Петербурге», - сказал Карпов.

Во-вторых, по мнению эксперта, нежелательно одевать всю Неву в гранит, к чему постепенно идет дело. С экологической точки зрения строительство каменных набережных и необходимость поддерживать их в приличном состоянии убивают продуктивное мелководье, ведут к снижению разнообразия обитателей реки.

Исходя из таких предпосылок можно было бы сделать вывод, что строительство церкви вместо набережной для города дело полезное, но наш собеседник не спешит с выводами.

Недавно мы рассказывали о том, что неподалеку, у станции метро «Ломоносовская», примерно в 500 метрах от планируемой церковной стройки, воссоздают с изменениями другой храм - Святодуховскую церковь. Ею частично застраивают Ломоносовский сад. Проект возводимой церкви увеличили в объеме под предлогом того, что население района выросло, и в небольшой часовне (каковой храм и был) люди не поместились бы. Теперь же, с учетом появления на набережной новой большой церкви, можно уверенно сказать: жителям района точно хватит места для молитв.

«Если бы сначала появилась идея восстановления храма на набережной, то увеличение объема Святодуховской церкви по отношению к историческому проекту Красовского, конечно, не разрешили бы», - высказала мнение в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» художник Фарфорового завода и член инициативной группы по защите Фарфоровского кладбища Татьяна Чарина.

Впрочем, как православный человек, она не против строительства еще одной церкви. Но нашу собеседницу смущает, что между двумя храмами «осиновым колом» становится торговый центр. Все стройки - на месте бывших кладбищ. Но если церкви здесь были исторически, то торговый центр возводят на месте кинотеатра, который в свое время построили на могилах.

#строительство #город #церковь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6331) от 28.11.2018 под заголовком «Крест на набережной».


Комментарии