«Красный пекарь» ушел молча. В центре Петербурга снесли здание блокадного хлебозавода

«Красный пекарь» ушел молча. В центре Петербурга снесли здание блокадного хлебозавода | Блокадный корпус «Красного пекаря» в процессе сноса. Фото Елены Рыбиной

Блокадный корпус «Красного пекаря» в процессе сноса. Фото Елены Рыбиной

Снос корпусов завода «Красный пекарь» на 11-й Красноармейской улице не вызвал общественного возмущения. Может быть, потому, что под руку застройщика попало достаточно скромное здание 1930-х годов. Пожалуй, только ревностные хранители блокадной памяти переживают эту утрату: не стало здания хлебозавода, который работал в самое тяжелое время ленинградской осады.

Предприятие «Красный пекарь», которое покинуло эти стены несколько лет назад, размещалось в целом комплексе зданий на 11-й Красноармейской. Два из них - исторические, построенные до 1917 года, поэтому закон их защищает от сноса. Дом № 18 - 20 по 11-й Красноармейской улице, построенный в 1914 году, в настоящее время реконструируется под бизнес-центр. Дом № 11, строение № 1 (так он значится по кадастру), находится во владении застройщика - компании RBI. Ему тоже ничего не грозит: он был построен во второй половине XIX века.

Камнем преткновения стал дом № 11, строение № 2, возведенный в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Трехэтажное сооружение в стиле функционализма композиционно вторило дореволюционному корпусу: окна второго этажа имели такие же вытянутые пропорции. Здание возвели, когда фабрика стала расширяться, и именно в этом корпусе установили так называемую люлечную механизированную печь - одну из первых в Ленинграде.

Увы, никаким охранным статусом постройка не обладала, кроме мемориального: здесь в блокаду пекли хлеб.

Именно тут впервые применили технологию по замене натуральных продуктов - рецепт «блокадного хлеба»: пищевая целлюлоза - 10%, хлопковые жмыхи и обойная пыль - 14%, кукурузная и ржаная мука - немногим более 60%, остальное - добавки...

С марта 1943 года по конец октября 1945 года хлебозавод «Красный пекарь» был частично законсервирован, однако кондитерский цех продолжал выпуск сухарей, галет и продукции по спецзаказам для военных госпиталей и больниц. 95 работников завода были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

- Застройщик оправдывался: мол, он сносит не производственный корпус, работавший в блокаду, а административный - здание проходной. Да, действительно, оно было таковым на момент покупки компанией RBI здания хлебозавода. Потому что в 1960-х годах предприятие обзавелось огромным цехом на 10-й Красноармейской, и с тех пор это здание как производственное больше не использовалось, - поясняет градозащитник Алина Заляева.

Чтобы спасти корпус от сноса, градозащитники направили в КГИОП заявления с предложением признать его объектом культурного наследия. Одно из этих заявлений подала инициативная группа, второе - петербургское отделение ВООПИиК. По закону, после регистрации подобных обращений наступает 90-дневный мораторий на любые строительные действия в отношении спорного здания. Этот срок дается охранному ведомству на то, чтобы рассмотреть заявление и либо признать сооружение объектом культурного наследия, либо отклонить предложение.

- Но застройщик снес это здание, несмотря на мораторий. Когда мы подали заявление, дом был еще цел, - говорит Заляева.

- Ответа от КГИОП до сих пор не поступило, однако уже и самого здания нет, да и комитет редко удовлетворяет подобные обращение. Увы, со стороны общественности это была слишком запоздалая реакция: такие шаги надо было предпринимать гораздо раньше, - отмечает зампред петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов.

За что бороться теперь, когда здания уже нет? По мнению участников инициативной группы - хотя бы за восстановление справедливости. В идеале - воссоздать внешний облик снесенного здания. Да, фабрики «Красный пекарь» на ее историческом месте больше не существует. Но это же не значит, что память места должна исчезнуть.

- «Красный пекарь», как и Левашовский хлебозавод на Петроградской стороне, - это забытые участники обороны Ленинграда, - уверена Алина Заляева. - Тогда они спасали жителей города. А кто теперь защитит сами хлебозаводы-блокадники?

Александр Кононов видит в этой истории еще один очевидный вывод. По его мнению, все чаще приходится сталкиваться с тем, что на смену советской застройке, нередко довольно органичной для городской среды старого Петербурга, приходит то, что с этой средой совершенно не гармонирует. Возможно, есть смысл провести инвентаризацию зданий эпохи конструктивизма и сталинской неоклассики в пределах центра города. И добиваться того, чтобы они тоже имели охранный статус.

Читайте также о том, как жили ленинградцы в первые дни войны.

#блокада #хлебозавод #снос #Красный пекарь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком ««Красный пекарь» ушел молча».


Комментарии