Ковчег вернулся в лавру. Серебряный ковчег установят в верхнем храме Благовещенской церкви Александро-Невской лавры

В преддверии дня Александра Невского, который Петербург будет отмечать завтра, рака святого благоверного князя возвращена в лавру после векового пребывания в Эрмитаже. Перед этим в Зимнем дворце в присутствии хранителей и реставраторов была проведена сверка сохранности и упаковка музейных экспонатов, подписан акт об их передаче. Серебряный ковчег установят в верхнем храме Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, где он находился во времена императрицы Елизаветы Петровны, по указанию которой рака для мощей святого князя и была создана.

Ковчег вернулся в лавру. Серебряный ковчег установят в верхнем храме Благовещенской церкви Александро-Невской лавры | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Комплекс гробницы Александра Невского включает серебряный саркофаг, деревянный ковчег, две декоративные группы воинских трофеев, два напольных светильника, большую пятиярусную пирамиду. Переговоры о возвращении реликвии лавре велись десятилетия. И вот в мае этого года был подписан договор о передаче Государственным Эрмитажем раки святого князя в безвозмездное пользование Русской православной церкви сроком на 49 лет.

— Речь идет о нескольких серьезных вопросах. Что важнее — ритуальная роль предмета или его художественная роль? Можно ли держать в музеях то, что не для музеев создавалось? Дискуссии на эти темы ведутся сейчас во всем мире, — отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — То, что мы делаем, — образец цивилизованного взаимодействия музея и церкви, культуры светской и культуры религиозной. Очевидно, что память о святом благоверном князе Александре Невском сегодня востребована. Полагаем, что объединение с историческим ковчегом усиливает действие мощей. И раз людям это нужно, мы приняли решение передать комплекс гробницы церкви.

Передача реликвии — событие для монастыря и всех православных верующих очень значительное. Торжество приурочили к дню перенесения Петром Великим мощей Александра Невского в лавру его имени.

— За время своего существования рака три раза меняла место расположения. Изготовленная в эпоху императрицы Елизаветы (в стиле, который в искусстве носит название елизаветинское барокко), она была размещена в 1753 году в верхнем храме Благовещенской церкви. При этом пришлось укреплять перекрытия между верхним и нижним храмами, так как вес всего комплекса раки полторы тонны. В 1790 году в лавре был построен Свято-Троицкий собор, и к дню перенесения мощей, 30 августа по старому стилю, раку перевезли в собор и разместили у алтаря с правой стороны. Ее нахождение здесь было настолько естественным, что все интерьерные фотографии собора, как правило, включали в себя изображение раки. В послереволюционные годы ее отправили в Государственный Эрмитаж, — рассказал нашей газете историк-архивист Дмитрий Бохонский.

В музей гробница Александра Невского поступила в мае 1922 года через комиссию по изъятию церковных ценностей. После экспонирования на выставке она должна была поступить в Фонд помощи голодающим для последующей переплавки. История памятника представляет собой пример спасения и сохранения национального достояния. Музею удалось предотвратить две попытки ее переплавки после революции — в 1922 и 1929 годах, сохранить памятник в годы Великой Отечественной войны. В Зимнем дворце рака стала частью единого комплекса-памятника русской военной славы вместе с Военной галереей 1812 года, Александровским залом и Александровской колонной.

Создание реликвии, конечно же, было не случайным. Дочь Петра Великого Елизавета Петровна ­глубоко почитала своего отца, старалась приумножать его начинания и благоукрашала все, что было связано с императором. И первые партии высокопробного серебра с сибирских Колыванских заводов она решила посвятить Александру Невскому, для про­славления которого так много сделал ее отец. По указанию императрицы на сестрорецких заводах был создан шедевр декоративно-прикладного и ювелирного искусства — рака для мощей благоверного князя.

В Эрмитаже уникальный экспонат вызывал большой интерес у посетителей, рака хорошо вписалась в парадный Концертный зал Невской анфилады. Причем, даже когда началась ее реставрация, реликвия не оказалась в забвении. В 2021 году, к 800‑летию со дня рождения Александра Невского, в Эрмитаже открыли выставку, посвященную полководцу и святому. В экспозиции были представлены уже отреставрированные части раки, а также старая рака — деревянная (ее еще называют малым ковчегом), иконописные изображения князя.

Комплексная научная реставрация ансамбля началась двенадцать лет назад.

Музей приобрел и спроектировал специальное уникальное оборудование, необходимое для реставрации. Первые два этапа работ завершились к 2019 году, были отреставрированы внутренний ковчег, саркофаг, два подсвечника и два трофея.

— В Эрмитаже замечательные реставрационные мастерские. Это один из крупнейших наших научных и музейных центров с великолепными специалистами, которые занимаются такими работами. При этом следует отметить, что рака за почти три века своего существования на удивление хорошо сохранилась. Есть документы, архив лавры с отчетами архиереев, которые ее осматривали: количество утрат минимальное. Хотя, безусловно, какие‑то детали ломались, что‑то переделывалось или не восполнялось, так что реставрация была необходима, — отмечает Дмитрий Бохонский.

Учитывая просьбу митрополита Санкт-Петербургского и Министерства культуры РФ Эрмитаж организовал передачу на временное хранение в Александро-Невской лавре серебряного саркофага с крышкой и малого внутреннего ковчега. В Благовещенской церкви к приему знаменитого сокровища все было приготовлено. На протяжении нескольких месяцев Эрмитаж и представители лавры работали в постоянном контакте по созданию оптимальных условий для содержания комплекса в храме.

Там даже установили наиболее благоприятный климат для сохранения серебряного ковчега — по температуре и влажности, с контролем концентрации коррозийных частиц в воздухе. Причем в помещении установлены датчики, связанные с компьютерами Эрмитажа, и специалисты-климатологи музея смогут удаленно, но в реальном времени, следить за условиями содержания их бывшего экспоната.

— Нам важно, чтобы этот памятник был в хорошем состоянии, был доступен людям и выполнял свои функции. Однако эта вещь — очень хрупкая. В договоре, который мы заключили, прописан целый набор правил, которые должны соблюдаться. По большей части все они уже сейчас выполняются. Идет ежедневный мониторинг состояния памятника. Так будет и впредь, каждый день ко мне на стол будет ложиться информация, мы просто расширяем свое выставочное пространство, — пояснил Михаил Пиотровский.

Решение разместить раку Александра Невского после передачи ее из Эрмитажа в Благовещенской церкви принято не только потому, что это ее первоначальное историческое место. Сегодня Свято-Троицкий собор лавры проходит реставрацию, как подчеркивают, самую масштабную за всю его историю. После того, как работы будут закончены, возможно, реликвия займет место в соборе, в котором она находилась более 130 лет, до передачи в Эрмитаж.

— Рака и ее наиболее монументальная часть пирамида — замечательные произведения искусства эпохи барокко, со следами этой эпохи: пышностью, стихотворными строками, которые там имеются. Она выполняет сакральные функции, при этом сама по себе предметом поклонения не является. Поклоняются мощам, которые в нее помещают. Мы раку не потеряли благодаря сотрудникам Эрмитажа, которые в течение века за ней ухаживали и сохраняли. Однако воссоединение ее с тем историческим местом, где рака содержалась, становится возрождением традиции, которая в какой‑то степени была утрачена. И потому это событие знаменательное для лавры, города, для всех нас, — считает Дмитрий Бохонский.

Теперь в истории раки начинается новый этап. В пятницу из Эрмитажа в лавру перевезли большой серебряный саркофаг с крышкой и иконой на ней и ранний малый ковчег. Реставрация самой большой части памятника — пирамиды гробницы Александра Невского — началась в декабре 2019 года. Пирамиду демонтировали и разобрали на 251 фрагмент. Продолжаются исследовательские и реставрационные работы. После их завершения в лавру будет передана остальная часть ансамбля — украшенные чеканными барочными орнаментами и барельефами большая пятиярусная пирамида, пьедесталы с трофеями и напольные подсвечники.

Ожидается, что возвращение раки на свое историческое место освятит патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который планирует принять участие в праздновании Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.


#экспонат #Эрмитаж #лавра

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7498) от 11.09.2023 под заголовком «Ковчег вернулся в лавру».


Комментарии