«Котлин» держит волну. Кронштадтцы ждут наплыва гостей в навигацию-2023
Конечно, они и раньше не жаловались на недостаток внимания к своим достопримечательностям. Но благодаря масштабному проекту «Остров фортов» таких притягательных точек у них станет больше, и не только в музейно-историческом парке. Пассажиропоток по водному маршруту, связавшему их с Петербургом, в навигацию-2023, по прогнозам, вырастет в полтора раза, до 80 тысяч человек, если не больше. Но старичкам-«Метеорам» помогут справиться с этой нагрузкой необычные катамараны, строящиеся в рамках того же «фортового» проекта. Головное судно, первое в России такого типа, корабелы недавно спустили на воду, за ним появятся и другие. А значит, обветшавший речной флот в Петербурге, похоже, дождался‑таки своего обновления.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Осенью 1703 года недалеко от острова Котлин, на отмели, по велению Петра I был заложен форт «Кроншлот». Это первая могучая «фортеция» будущей линии оборонительных сооружений, защищавших Петербург от неприятеля в Финском заливе. Обстановка в ту пору была такова, что наши предки возвели ее в не бывало сжатые сроки.
Корабелы, занятые строительством головного катамарана проекта 04580, тоже не теряли времени даром. Новое судно по праву было названо в честь первого кронштадтского форта (сам же проект получил название «Котлин»). Работники Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) заложили его в марте 2022‑го. А уже через год и один месяц этот современный теплоход, «распечатавший» серию из шести единиц, коснулся невской волны.
Судостроители спустили его на воду под звуки оркестра и праздничный фейерверк. Кроме руководителей Петербурга, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и АНО «Остров фортов» в этой церемонии принял участие статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. При поддержке этого министерства, а также Государственной транспортной лизинговой компании катамараны-«Котлины» судоверфь будет вводить в строй парами, по два в год, на протяжении трех лет. А эксплуатировать их станет судоходная компания, которая в настоящее время обеспечивает работу модернизированных «Метеоров» на линии Петербург — Кронштадт.
Движение по ней возобновилось в позапрошлую навигацию, после практически десятилетнего перерыва, а открылось оно, между прочим, два века назад. Регулярные морские пассажирские перевозки впервые в нашей стране начались с рейсов первого отечественного парохода в ту далекую пору именно там…
И вот первенец «котлинской» серии, белоснежный, с голубой полосой вдоль борта и верхней надстройкой для судоводителя, обрел сегодняшние свои очертания.
Темпы работ почти беспрецедентные — во всяком случае не характерные для этой отрасли. Особенно если речь идет о проекте, который, по словам специалистов, открыл новую веху в отечественном гражданском судостроении. Да еще в сложных условиях, когда из‑за санкций корабелам приходится быстро, на ходу, переходить по некоторым позициям на новые комплектующие.
Однако причины для ускорения имелись. В июне этого года Кронштадт, где по поручению главы государства формируется туристско-рекреационный кластер «Остров фортов», впервые примет Международный военно-морской салон. Хотя комплексное развитие города-острова, предусматривающее улучшение его дорожно-транспортной инфраструктуры, связано не только с этим важным событием. Создаваемый на территории кластера Музей военно-морской славы планируется открыть тоже нынешним летом.
И, само собой, приятнее добираться туда по воде, чем наземным транспортом, пусть даже без пробок. Представьте: радующие глаз морские просторы, свежий ветер в лицо (если окажешься на верхней палубе), маяки прямо по курсу. И легендарные форты, включенные в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, три из которых скоро предстанут перед посетителями после кропотливых реставрационных работ.
Учитывая рост внутреннего туризма, собственно, и решено было улучшить транспортную доступность кронштадтских достопримечательностей за счет быстроходных комфортабельных чудо-судов нового поколения.
Что же отличает их от предшественников? Да многое, что называется, от киля до клотика. Корпус катамаранов проекта 04580 выполнен из алюминиево-магниевого сплава, благодаря чему они легче стальных с подобными габаритами (32 метра в длину, без малого девять метров в ширину), но не менее надежны. Обращает на себя внимание и архитектура этого корпуса. Прежде всего — его П-образная носовая часть с узкими, как лезвие ножа, выступающими вперед «полозьями».
Сделано это для того, чтобы прогулочный «Котлин» не поднимал при движении большую волну, мешающую другим пассажирским судам, пояснил корреспонденту «СПб ведомостей» один из членов проектной группы петербургского КБ «Форсс Технологии».
Подобные концептуальные решения, по его словам, прежде в мире использовали. Но это всего лишь идея, которую нужно было адаптировать к петербургской специфике и требованиям Российского морского регистра судоходства. Для этого пришлось долго проводить модельные испытания в опытовом бассейне Макаровки, рассчитывая оптимальные обводы и пропорции проектируемого судна, рассказал собеседник.
К тому же катамараны, по определению, более устойчивы на воде, а эти смогут передвигаться и при сильном, три-четыре балла, волнении моря. Причем с приличной скоростью, более 30 узлов, то есть порядка 57 км/час. И перевозить при этом больше пассажиров (полторы сотни в салоне и не меньше 50 на верхней, открытой, палубе), чем скоростные теплоходы на воздушных крыльях вроде «Метеоров».
Получается, «Котлин» представляет собой нечто среднее между прибрежным судном с высокими мореходными качествами и речным, обладающим низким волнообразованием, говорят проектировщики.
«Правда, нам не пришлось начинать с чистого листа, — признал Алексей Рахманов, гендиректор ОСК, во время спуска судна на воду, — пригодился опыт строительства катамарана «Грифон», который сегодня работает на черноморских акваториях. Но он был дороговатым, его перенасытили инновациями. А в данном случае получилось наилучшее сочетание материалов и других факторов, позволивших уменьшить срок строительства катамарана, с такими показателями, как скорость, пассажировместимость, надежность».
Сравнительно большая серийность новых скоростных судов, добавил глава корпорации, еще один довод в их пользу. Но, вообще говоря, на «фортовом» маршруте будут курсировать десять катамаранов двух разных проектов.
Прошлым летом на полях ПМЭФ-2022 было подписано соглашение, согласно которому СНСЗ предстоит построить также четыре экскурсионно-прогулочных катамарана проекта «Соммерс». Причем это только начало: представители других регионов, оценив преимущества новинок, наверняка пожелают иметь такие же у себя.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7408) от 03.05.2023 под заголовком ««Котлин» держит волну».
Комментарии