Короткий отпуск. Россияне стали чаще практиковать поездки на один день

Пандемия заставила заядлых путешественников умерить прыть и переключиться на «знай и люби свой край». Многие распробовали — да так, что до сих пор практикуют недальние поездки. Часто одним днем, без ночевки. Странно, что в великом и могучем этому явлению до сих пор не придумалось названия, тогда как в английском, например, есть и staycation, и holistay, и nearcation: в них скрестились слова holiday («праздник», «выходной»), near («рядом»), stay («пребывание») и vacation («каникулы»).

Короткий отпуск. Россияне стали чаще практиковать поездки на один день | ФОТО Ярослава ЧИНГАЕВА/ТАСС

ФОТО Ярослава ЧИНГАЕВА/ТАСС

Не количеством, а качеством

Главная идея таких поездок: далеко не уезжаешь, но досуг максимально похож на отпуск. Это не про экономию (хотя, конечно, затея куда дешевле традиционного отпуска), а про КПД. Лежать овощем на диване или пропалывать овощи на даче — не считается. Мини-отпуск должен быть таким, чтобы брать не количеством дней, а качеством впечатлений.

Первое. Ищем не очень далекий город, чтобы обернуться одним днем. Мы, например, экспериментировали со Псковом. Дай бог здоровья тем, кто пустил «Лас­точку» так, что первая отходит от Балтийского вокзала в 6.55, а последняя отчаливает из Пскова в 22.50 с прибытием в Петербург в 2.20. Потому что, если тратишь три с половиной часа туда и столько же обратно (почти рабочий день в дороге), надо провести в другом городе время по полной. К примеру, во Псков имеет смысл ездить на премьеры тамошнего академического театра (об этом позже) и поздняя «Ласточка» дает возможность обойтись без ночлега.

А вот в Великий Новгород ехать на поезде всего 2 часа 50 минут, но возвращаться оттуда нужно либо в 18.15, если на электричке, либо автобусом в 20.40. Конечно, можно на машине хоть ночью: быстренько по платной дороге. Если пассажиров несколько, то поездка довольно дешевая. Но: как минимум один человек в авто должен смириться с тем, что будет «работать» водителем. И лишится возможности попробовать, скажем, фирменных новгородских настоек.

Второе. Заранее ищем гида. Небольшой компании или даже одному лучше не встраиваться в экскурсионные группы, а не поскупиться на персонального провожатого. Это дороже, но частный гид может так увлечься, что потратит на вас гораздо больше времени, чем было оговорено. Это фанатики своего города, с большой вероятностью избежавшие профессионального выгорания, найти их легко на профильных ресурсах или в соцсетях. Некоторые гиды ведут блоги — и уже по консервативности/оригинальности изложения можно заранее сориентироваться, споетесь ли вы.

Например, наш провожатый по Пскову Юрий не стал грузить каноническим «Псков — один из древнейших городов России», а сообщил неочевидное. Например, что Псков в иные времена был по масштабам почитай как Париж — во всяком случае так в 1581 году отметил секретарь канцелярии Стефана Батория при осаде Пскова (неудачной). Или что в архитектуре псковских храмов черпал вдохновение Ле Корбюзье.

Ген красного сухого

Третье. Смотрим, когда в каком‑нибудь из ближних городов намечается фестиваль. На сайте allfest.ru представлены крупные акции в разных городах России, можно отфильтровать по темам и по городам. Например, в Великом Новгороде в октябре будет «Крошево» — там упоительно рубят и засаливают тонны капусты.

Но на allfest — далеко не полная картина. Информацию можно искать и на официальных сайтах городов. Готовьтесь, они нередко своеобразные. В том смысле, что анонсируют разом и фестиваль, и юридические консультации для граждан, и вывоз коммунальных отходов. Но соцсети нам опять же в помощь. Например, ужас как хотите в Выборг. Задаете в поисковой строке «фестивали в Выборге» — и всплывет страничка в «ВКонтакте» с приглашением на Средневековые дни в Выборге, они с 19 по 21 августа.

Правда, для кого‑то грядущий рыцарский турнир, праздник огурца, день пирога, веселые старты и т. п. — наоборот, повод в определенные дни туда не соваться. Человек, допустим, столпотворений не любит. Но для многих городской фестиваль — возможность сразу увидеть весь товар лицом: в одном месте соберутся все сыроделы, гончары, ткачи и другие ремесленники.

Во Пскове, к примеру, во время нашего визита проходила первая эногастрономическая (проще говоря, «вино и правильная закуска») ярмарка «Виноград» с… научным уклоном. Организатор (ни много ни мало, научно-исследовательский центр «Курчатовский институт»!) сделал эту ярмарку частью научных Кикоинских чтений.

Да, Исаак Кикоин был физиком (про него Курчатов говорил в том духе, что неразрешимые технические проблемы существуют, только пока их решение не поручить Кикоину), но «Курчатовский» занимается и генетическими исследованиями, в том числе авто­хтонного, то бишь местного, вина из разных регионов России.

И на берегу реки Псковы в шатре лектор повествует, как в свое время путешественник Тур Хейердал ценил вино из сортов, выведенных волгоградским селекционером Александром Потапенко. И что не следует потешаться над названиями наших виноградных сортов вроде плечистика (он же осыпняк, он же горюн): французские шардоне и совиньон блан в переводе тоже не больно изысканны: «чертополох» и «дикий белый», соответственно.

Это к тому, что, если в пункте назначения будет винный фестиваль, добираемся определенно не на машине, сами понимаете.

Любите ли вы театр

Не пренебрегайте местными теат­рами. Может показаться, что советовать петербуржцу в нестоличном городе посетить театр — все равно что рекомендовать туляку поехать куда‑нибудь любоваться самоварами. Это не так. Во-первых, театральный вечер в другом городе тоже дает понимание местного колорита. Во-вторых, нестоличные толковые театры улучают возможность нет-нет да пригласить для постановки режиссера-золотомасочника.

Заходите на сайт местного теат­ра, читаете афишу, ищете информацию о режиссере. Например, в Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина вообще имеет смысл ездить на премьеры: он и так был молодцом, а в 2021 году стал структурным подразделением нашей Александринки. Мы угодили на премьеру «Морфия» по рассказам Булгакова: постановка Антона Федорова (трижды номинант на «Золотую мас­ку»), художник по свету — Игорь Фомин, нынешний лауреат «Золотой маски». Тот показ был четвертым, и все равно аншлаговым. Два часа без антракта — значит вполне поспеваем на последнюю «Ласточку» до Петербурга.

…В английском есть еще одно словечко, workcation: от work («работа»). В 2021 году, пандемийном, его употребление возросло в пять раз. Обозначает стиль жизни, когда вроде как отдыхаешь, но продолжаешь работать. В этом смысле «почти рабочий день» в «Ласточке» может быть буквальным: всю дорогу стучишь по клавиатуре, по приезде отдыхаешь-отдыхаешь, на обратном пути опять за ноутбук, а все равно — отличный день получается.


#отдых #туризм #отпуск

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7223) от 02.08.2022 под заголовком «Один день на отпуск».


Комментарии