Концерт в коммуналке. Петербуржцы против арт-пространств в собственных квартирах
«Восковая персона соседа» – так назывался материал, опубликованный 18 октября. Речь шла о так называемом арт-пространстве в доме № 11 на Колокольной улице. Три из девяти комнат коммунальной квартиры превращены то ли в концертный зал, то ли в музей, то ли в художественную галерею. Заведение гостеприимно открывает двери зрителям-слушателям... невзирая на соседей.
Фото: Pixabay
Накануне публикации в коммунальном «концертном зале» выступил певец Сергей Рогожин, который потом поделился своими впечатлениями в средствах массовой информации. Артист выразил восторг по поводу обстановки. А еще отметил, что соседи получили удовольствие, так как могли слушать пение через стенку или стоя у дверей...
Сами жители квартиры никаких восторгов не выразили. Художественная деятельность собственницы трети квартиры вызывает у них совсем иные эмоции. Они уже осознали, что замечания, беседы, просьбы и скандалы не помогут прекратить происходящее в их жилище. И готовы юридическими методами бороться за благоприятные условия своего проживания.
Эта публикация вызвала противоречивые отклики. В частности, два читателя разразились гневными речами в адрес автора и измученных обитателей арт-пространства: они-де показали себя низменными обывателями, не понимающими ценности подобных заведений, где люди могут душевно общаться, наслаждаясь искусством. Жителей шести комнат также упрекнули (чтобы не сказать – обвинили) в неумении и нежелании содержать в надлежащем состоянии историческую квартиру с лепниной. И наоборот, собственница артистических комнат получила комплименты за произведенный ремонт со всем возможным сбережением антуража...
Еще через пару дней коммуналку посетила... съемочная группа «Ленфильма»: оператор, звукорежиссер, помощники. Киношники работали, что называется, с огоньком. Похоже, как и двум гражданам, написавшим ругательные отзывы, им были неведомы такие материи, как права человека, неприкосновенность жилища и все такое. Чрезвычайно творческие люди наслаждались художественным процессом: кино снимали.
В связи с этими событиями вспоминается еще одна громкая коммунальная история – создание музея Иосифа Бродского в знаменитом доме Мурузи на Литейном, 24. Героиней этой истории стала собственница одной из комнат поэтической коммуналки, наотрез отказавшаяся продавать свои квадратные метры фонду, который загорелся идеей создать музей. В течение многих лет ее, мягко говоря, упрекал весь петербургский бомонд. Досталось и владельцу жилья, расположенного ниже этажом, который тоже отказался продавать свою квартиру. Каких только слов не было сказано в их адрес!
И только одно слово никто почему-то не припомнил: «право». У собственников есть право не продавать то, что они не хотят продавать. Хотите купить? Ведите переговоры, обсуждайте варианты. Не идут на контакт? Предлагайте лучшие варианты.
Считается, что музей Бродского с прошлого года открыт. Но это не так. Создано юрлицо с названием «музей». И хотя в коммунальную квартиру на Литейном (так же как и на Колокольной) приходят посетители, ее, наверное, все-таки нельзя расценивать как полноценное музейное пространство. Для этого необходимо сменить статус помещения: перевести его из «жилья» в «нежилье», выполнив при этом множество условий. В частности, придется обзавестись отдельным входом, чтобы зрители не ходили по той же лестнице, что и сами жители дома. Не стоит забывать и о немалом количестве требований к учреждениям культуры, где проводят массовые мероприятия (да простят творческие люди эту «сухую» формулировку).
Единственное, что сделал фонд музея, это отгородил «непроданную» комнату перегородкой да приобрел за 36 миллионов рублей соседнюю квартиру, чтобы пробить стену и расширить музейное пространство. И это в доме Мурузи – объекте культурного наследия!
Прогулки по крышам жилых домов, экскурсии в парадных, а теперь и концерты в квартирах – явления уже распространенные и многими хвалимые. Только вот хорошо бы припомнить, что все они представляют собой нарушение как законодательства, так и правил проживания и прав проживающих. К тому же, если задуматься, все происходящее гораздо ближе к частному бизнесу, нежели к любви к искусству.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7042) от 01.11.2021 под заголовком «Право не любить искусство».
Комментарии