Конец света или обычный ветер? Какую погоду ждать в Петербурге
Разговоры о погоде теперь не дань вежливости, а едва ли не тема номер один. Благо журналистские материалы о ней все чаще напоминают сюжеты апокалиптических фильмов. Началом «конца света» становятся даже такие обыденные явления природы, как проливные дожди, сильные ветры и низкое давление.
ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС
Так, 9 сентября поисковая система разразилась новостью: «Сегодня в Петербурге самое низкое давление за 20 лет. Ожидается, что барометр покажет 753 мм ртутного столба». Эту информацию тут же подхватили другие СМИ, попутно раскрасив ее дополнительными подробностями.
Одна газета сообщила, что «9 сентября давление побьет рекорд» и при этом дала ссылку на ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Ее слова повторил сайт телеканала... Страшилка в одночасье стала сенсацией.
Хотя на поверку оказалось, что это сообщение не более чем обыкновенный фейк. ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» лишь подтвердило факт того, что давление составило 753 мм ртутного столба. А вот то, что это «самый низкий показатель за последние 20 лет», журналисты выдумали сами. И это не соответствует истине.
На самом деле это было самое низкое за два десятилетия давление именно для 9 сентября, а не «вообще». Аналогично синоптики отмечают температурные рекорды каждого дня. Например, сообщение о последнем из зафиксированных в этом году выглядело так: «17 июня столбик термометра поднялся до отметки 32,4 градуса, и это стало самым высоким значением для этого дня. Предыдущий рекорд держался с 1905 года». То есть двадцать лет назад 9 сентября давление было ниже, чем в 2020 году. Новость банальная, сенсация дутая...
Впрочем, как я заметила, любая погодная встряска становится поводом раздуть из мухи слона. Например, штормовой ветер, который на прошлой неделе властвовал в Северной столице, вновь заставил городские СМИ вспомнить про глобальное потепление, влияние Эль-Ниньо (колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана), катастрофические климатические изменения.
Да, действительно, за прошедшую неделю наш город изрядно продуло, промыло и пригрозило наводнением. Сильный ветер, который валил деревья в парках и дорожные указатели, гнул и срывал крыши с остановок, 11 сентября достигал в порывах 19 – 24 м/сек, а 13 сентября – 16 – 21 м/сек. Максимальные из этих значений были зафиксированы на прибрежных метеостанциях.
Затем наступил период затишья. Городские службы подсчитали ущерб, пострадавшие граждане засыпали заявлениями страховые компании.
Но на самом деле в Петербурге не произошло ничего такого, чего не было бы раньше. Да, повторяемость ветра такой силы невелика, но подобное встречается чуть ли не каждый год. Если сравнить с максимальными значениями скорости ветра, зафиксированными городскими метеостанциями в прошлые годы, то они составляют от 28 до 34 м/сек.
Дважды за прошлую неделю закрывались затворы водопропускных сооружений КЗС (дамбы) ввиду угрозы наводнения. Напомню, наводнением считается подъем воды в Неве до 161 см и выше. В результате максимальный подъем уровня составил 11 сентября – 144 см, в ночь с 13-го на 14-е – 128 см. И такое не раз случалось в истории, когда невские наводнения следовали парами, одно за другим, с разницей в один-три дня.
Например, 26 и 28 сентября 1983 года в Ленинграде произошли 255-е и 256-е по счету наводнения, подъемы уровня составляли 182 и 174 см, соответственно. В октябре 1967 года в течение пяти дней произошли целых три наводнения: 14, 18 и 19-го числа.
Конечно, глобальное потепление – факт, который сейчас никто отрицать не будет. Ведь за несколько последних десятилетий температура на Земле поднялась чуть больше, чем на полградуса. Это довольно много, но у нас по-прежнему нет способа определить, какая часть такого потепления имеет природную основу, а какая вызвана антропогенной деятельностью. И сохранится ли этот тренд в долгосрочной перспективе или нет – тоже повод для дискуссий. Ученые в оценках расходятся.
Кстати, именно с глобальным потеплением связывают и увеличение числа опасных и неблагоприятных погодных явлений – такая тенденция отмечается практически всеми национальными гидрометслужбами мира. Ущерб от стихийных явлений растет. Но в их росте виновата не только природа. Велика и доля человеческого фактора.
Когда на Кубани пятнадцать лет назад произошло наводнение, анализ причин бедствия показал, что все разрушения и жертвы случились в тех местах, где изначально нельзя было строить. А там, где жилье и хозяйственные постройки возвели много лет назад, они устояли.
Похожая история произошла и позднее в Крымске. Зачастую величина ущерба и потерь напрямую связана не с природными катаклизмами, а с безответственностью и нарушением норм и законов строительства.
Что же касается Эль-Ниньо, то это явление действительно оказывает заметное влияние на климат. Оно имеет периодичность от 3 до 8 лет, однако сила и продолжительность его сильно варьируются. Хотя это явление в последние годы активно изучается, прогнозируется оно пока плохо.
Несколько лет назад мне довелось участвовать в международной конференции климатологов, где один из докладов был посвящен Эль-Ниньо, его влиянию на формирование погодных условий в разных частях земного шара. Так вот, наибольшее влияние оно оказывает на сопредельные территории экваториальной части Тихого океана. Например, на западе Южной Америки в период Эль-Ниньо идут аномальные дожди, а в Юго-Восточной Азии и Австралии свирепствуют засуха и лесные пожары. На юге Африки при Эль-Ниньо наблюдается дефицит осадков, а на юго-востоке происходят наводнения. В наших районах влияние Эль-Ниньо минимально, у нас на формирование погодных условий влияют другие механизмы и факторы.
Вообще хочу подчеркнуть, что все природные процессы на Земле цикличны, периоды более активной циклонической деятельности сменяются ее ослаблением. Климатологи выделяют столетние циклы, тридцатилетние, одиннадцатилетние...
Наша же память довольно кратковременна, и мы не можем достоверно оценить то или иное погодное событие с точки зрения его уникальности и интенсивности. Только работа с погодными архивами поможет дать точную оценку природному событию. Но даже такой анализ не критерий точности, так как наши архивы содержат достоверные данные о погоде за последние 140 лет, тогда как город стоит на берегах Невы уже более трех столетий.
В общем, что бы нам с вами ни казалось, никаких сенсаций, никаких уникальных событий с погодой у нас пока не произошло.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (6766) от 18.09.2020 под заголовком «Непогода нынче в моде».
Комментарии