Коллапса здесь не будет. Преимущества жизни в Петергофе
Для большинства петербуржцев Петергоф - это музей-заповедник, дворцы и фонтаны. А за ними - действующий часовой завод и развивающийся наукоград. Но немногие задумываются, что это еще и город-спутник со своими особенностями и традициями, в котором живут почти сто тысяч жителей. Наш собеседник Елена КОРШУНОВА, архитектор по образованию, работающая в сфере дизайна интерьеров, живет в Петергофе третий год. Причем, по ее словам, переехав из Петербурга в пригород, сделала абсолютно осознанный выбор и не испытывает разочарования.
Петродворцовый часовой завод утратил свою былую мощь, но его башня остается одним из символов города. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Если почитать местные социальные сети, может возникнуть впечатление, что Петергоф - какая-то «черная дыра». Транспортный коллапс, неразвитая социальная инфраструктура, засилье туристов, шум от низко летящих самолетов...
- На самом деле в сетях порой сгущают краски. В Петергофе есть все самое необходимое: поликлиника, больница, кинотеатры, магазины, спортклубы, рестораны. Петергоф в целом довольно чистый город: мусор убирают, газоны регулярно стригут. Много детских площадок.
Что же касается моего личного выбора: хотелось быть поближе к любимым паркам и дворцам. Прекрасная природа, чистый воздух. Вокруг много исторических памятников. Мне нравится малоэтажная застройка в Новом Петергофе - там, где я живу: нет ощущения, что живешь в «муравейнике», архитектура не подавляет. В новых кварталах приятные соседи - в основном семейные пары с детьми.
И до мегаполиса добираться удобно на электричке: мы живем недалеко от станции, удобно рассчитывать время, регулярно ходит «Ласточка».
- Прямо-таки идиллия?
- Да нет, конечно. В первую очередь проблемы с тем же транспортом. Из Петергофа есть выезд на КАД, до города на машине можно добраться за 30 - 40 минут. Но это если без пробок. А вот те, кто едет в час пик, испытывают большие неудобства. Не хватает дополнительных выездов из новостроек на Ропшинское шоссе. И в целом есть проблема с проездом в новые кварталы.
Исторически сложилось так, что город разделен надвое железнодорожными путями. И чтобы попасть из его восточной стороны на Санкт-Петербургское шоссе, которое соединяет Петергоф с городом, надо преодолеть три переезда - по Ропшинскому шоссе и у вокзалов Нового и Старого Петергофа.
Казалось бы, все очевидно: нужно построить виадук через железную дорогу. Но тогда придется затронуть территории объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и памятников федерального значения. Есть идея вместо виадука сделать под железной дорогой тоннель, но это слишком сложный проект, вряд ли он будет осуществлен в обозримом будущем...
Железная дорога посреди Петергофа - это проблема и для пешеходов, которым надо перебираться через пути. Особенно страдают маломобильные группы населения: существующий подземный пешеходный переход для них явно неприспособлен (большой уклон), надземные переходы - с ямами и колдобинами. В случае увеличения количества поездов (особенно товарных, об этом ходят слухи) эта проблема станет намного серьезнее.
- В сетях можно много прочитать об угрозе перенаселенности Петергофа. Особенно из-за планов строительства новых кварталов на продолжении Ботанической улицы. Там будет более 20 тысяч новых жителей, и старожилы волнуются, что здешняя инфраструктура просто не создана для такого количества людей: ни социальная, ни медицинская, ни транспортная. В сетях есть группа, которая так и называется: «Петергофский коллапс»...
- Увы, причины для беспокойства есть. Беспокоят местных жителей и планы многоэтажной застройки вдоль шоссе, ведущего из Петербурга в Петергоф. Действительно, население растет гораздо быстрее, чем социальная инфраструктура, и Петергоф из культурного пригорода рискует превратиться в обычный «спальный» район Петербурга, только достаточно удаленный, периферийный, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако в то же время, когда говорят о том, что, мол, не надо строить в Петергофе новое жилье, хочу возразить: невозможно просто так взять и «заморозить» наш пригород в таком виде, как он есть сегодня. Потому что приток новых людей - это надежда на появление новых объектов инфраструктуры.
А сейчас школ, например, уже не хватает. Также в Петергофе нет своего родильного отделения. Очень хотелось бы иметь бассейны шаговой доступности - сейчас приходится ходить в те, что расположены в местных гостиницах, но это дорого и не совсем то, что нужно...
Кроме того, очагов культуры той же шаговой доступности на самом деле не так много, как хотелось бы. Точками притяжения служат библиотеки, там иногда бывают интересные события. Периодически хорошие мероприятия проводятся в культурном центре «Каскад».
- А музей-заповедник?
- Понимаете, в целом складывается ощущение, что петергофцы - как сапожник без сапог. Летом на фонтанах безумный наплыв туристов, поэтому мы предпочитаем гулять в парках, до которых они редко добираются: прежде всего Английском, Колонистском и Луговом. К тому же не все местные жители могут позволить себе регулярно платить за вход в Нижний парк (билет стоит 450 руб.). Льгот для петергофцев там нет. Хорошо, что для них есть бесплатный вход в соседний парк «Александрия» (по предъявлению паспорта) - туда и ходим. И еще там всем бесплатно после 17.00.
Не может не радовать, что ГМЗ «Петергоф» с каждым годом становится все популярнее, но нам от туристов зачастую одно беспокойство: автобусы, припаркованные в неположенных местах, дворы, забитые машинами, мусор и вытоптанные газоны. Жители обвиняют местные власти в том, что те не решают ситуацию, а чиновники в свою очередь разводят руками: мол, не наша компетенция...
Заработанные на туристах средства в местный бюджет не поступают. А деньги городу бы явно пригодились: многие проблемы не решаются из-за недостатка финансирования. В кварталах новостроек проблемы с устройством ливневой канализации, в квартале, который называется «Суворовский городок» (это памятник регионального значения), не могут законсервировать брошенные здания.
Запустение царит на старинном Свято-Троицком кладбище, где похоронены первые строители Петергофа, герои войны 1812 года, другие известные люди. Сейчас его восстановлением занимается группа энтузиастов во главе с Юрием Дзядзиным, но их сил и ресурсов явно не хватает. Список локальных проблем могу продолжать еще долго...
Я пыталась избраться в муниципальные депутаты, поэтому много общалась с жителями города. В первую очередь они, конечно, рассказывают о своих бедах. Мы всегда обращаем внимание прежде всего именно на то, что нас беспокоит. Практически в каждом дворе есть какие-то проблемы. Иногда виновата администрация, иногда - управляющая компания, бывают и вопросы, которые можно решить только на городском уровне.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6541) от 08.10.2019 под заголовком «Коллапса здесь не будет».
Комментарии