Ключи к «сложным» кладовым. В Петербурге открывается XII Российский нефтегазовый саммит
На саммите собрались представители крупнейших в стране сырьевых компаний, ведущие отраслевые эксперты и ученые.
ФОТО Raff Liu on Unsplash
В нынешнем году он посвящен освоению так называемых нетрадиционных запасов, доля которых повсеместно и быстро растет. Участники встречи не обойдут вниманием также новейшие технологии, открывающие доступ к этим богатствам, таящимся в недрах многих сибирских регионов и на Крайнем Севере. Саммит проходит при поддержке Союза нефтепромышленников России и Евразийского союза экспертов по недропользованию.
Время «легкой» нефти давно миновало. Прежде достаточно было пробурить скважину и оснастить ее нехитрым оборудованием, чтобы долго и без лишних забот получать это сырье. Такие месторождения в большинстве своем уже опустели или находятся на грани истощения. Запасов нефти в России остается немало, но больше половины из них относятся к категории трудноизвлекаемых (ТРИЗ). А лет через пять их доля может вырасти до 70 %, полагают эксперты. «Сложная» нефть образуется в особых геологических условиях. Ее добыча требует нестандартных решений, нового оборудования и наукоемких технологий. И здесь нужны «длинные» большие инвестиции.
Многие компании тем не менее вынуждены решать такие задачи, и оно того стоит. Так, извлекаемые запасы баженовской свиты (группы осадочных горных пород) оцениваются в 350 млн тонн, а добывается около 1 млн тонн в год такой нефти. Львиная их доля сосредоточена на Ямале, в Ханты-Мансийском округе и на севере Тюменской области — в отдаленных труднодоступных местах. Запасы тюменской свиты еще больше, но нефтяники подбирают ключи к ним уже лет двадцать.
Масштабное освоение ТРИЗ невозможно без господдержки и донастройки налогового режима. В этом уверены представители компании, головной офис которой находится в Петербурге. Более 60 % нефти, которую добывает эта газпромовская «дочка», уже сегодня залегает в низкопроницаемых пластах, то есть относится к ТРИЗ. Но, чтобы охватить все разновидности нестандартных запасов, и как можно быстрее, нужны меры, стимулирующие их освоение, проведение длительных экспериментов и ниокровских работ. Иначе неизбежно последует падение добычи нефти, считают специалисты. Ведь замещение традиционных ресурсов на ТРИЗ не просто требует огромных вложений. Эта работа связана с очень серьезными рисками и созданием принципиально новых технологических инструментов.
Между тем запасы «тяжелой» нефти в России растут: за последние десять лет, по оценке Минприроды РФ, они увеличились на 30 %. А общий объем «тризовских» углеводородов вырос до 16,5 млрд тонн. Чтобы появились сложные технологии бурения и новые методы увеличения нефтеотдачи пластов, крупные отраслевые игроки должны объединить усилия, полагает Павел Сорокин, заместитель главы Минэнерго РФ. Нужны и технологические полигоны, создание которых стимулировало правительство, запустив четыре года назад соответствующий федеральный проект.
Читайте также:
Рост за счёт креатива. В Петербурге состоялся X международный экономический конгресс
О чём говорили на IX саммите «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов»?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7907) от 15.05.2025 под заголовком «Ключи к «сложным» кладовым».





Комментарии