О чём говорили на IX саммите «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов»?
Ведущие эксперты в сфере устойчивого развития арктических территорий встретились на IX международном саммите «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов». Это мероприятие проходило при поддержке Арктического совета Ассамблеи народов Евразии и Африки, а также Арктической академии наук в двух регионах. Промышленники и ученые сначала обсудили эти вопросы в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ). А затем саммит продолжил свою работу на площадке петербургского Политеха (СПбПУ).

ФОТО feipeng yi on Unsplash
В таком формате арктический саммит проходит не впервые. И то, что его организаторы выбирают именно эти вузы для сбора экспертов из разных регионов, конечно, не случайно. Представителям МАДИ, которые давно сотрудничают с северянами, есть что рассказать о развитии транспортных систем и дорожной инфраструктуры в условия Арктики. А петербургские политехники реализуют в интересах этого края проекты, предусматривающие использование там передовых технологий и материалов.
Произошло так и нынче. На площадке МАДИ специалисты обсудили применение в Арктике техники нового поколения — как наземной (вездеходы, внедорожники и амфибии), так и воздушной, беспилотных авиационных систем. Такие машины и летательные аппараты с каждым годом все больше используются на Крайнем Севере, причем в разных отраслях. И свои новые разработки подобного рода неизменно предлагают петербуржцы, участники Научно-производственного арктического кластера.

Появление такой техники на просторах Севера также способствует укреплению его потенциала и обеспечению безопасности. Эти вопросы эксперты (около 300 ученых и исследователей) обсуждали в контексте выполнения государственных программ и нацпроектов, направленных на развитие Арктической зоны РФ.
Там же, в МАДИ, прошла выездная сессия Комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. И состоялось подписание ряда соглашений, отметила профессор этого вуза Надежда Филиппова, руководитель рабочей группы Северного форума (международной неправительственной организации северных стран) по транспорту и логистике.
Заседание рабочей группы затем прошло и на площадках двух крупных вузов, ставших местом встречи экспертов. В Петербурге специалисты рассмотрели проекты по освоению арктических природных ресурсов, градостроительные и архитектурные решения, применимые в населенных пунктах края. Ну и, конечно, обменялись мнением по поводу прикладных научно-исследовательских работ (по цифровой трансформации, развитию навигации и связи, использованию беспилотников и др.), в которых крайне заинтересованы северяне.
Участники саммита, посвященного 180‑летию со дня основания Русского географического общества (РГО) и Дню полярника, рассмотрели конкретные примеры применения таких систем и технологий. В рамках мероприятия прошла также тематическая сессия по безопасности окружающей среды и сохранению биоразнообразия в Арктике. Были подведены здесь и итоги конкурса научно-исследовательских работ, нацеленных на устойчивое развитие Арктики, состоявшегося в рамках Десятилетия науки и технологий.
Читайте также:
Перезагрузка большого пути: как будет развиваться трансарктический коридор
Инженеры для Арктики. В Петербурге обсудили подготовку кадров для инфраструктуры Севморпути
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7899) от 29.04.2025 под заголовком «Прикладные работы для северян».
Комментарии