Тысяча вёрст надо льдами. Как работает дрейфующая научная станция «Северный полюс-42»
Дрейфующая научная станция «Северный полюс-42», на которой работают петербургские ученые, вышла в Западное полушарие. Они ведут мониторинг окружающей среды примерно в 500 км от географического Северного полюса, продолжая отслеживать важные для понимания процессов изменения климата параметры. Не так давно часть этой команды сменилась: туда были доставлены 12 ученых, продукты и необходимые полярникам грузы.

ФОТО mike Norris on Unsplash
Эта трудная логистическая операция, требующая значительной подготовки и мастерства, была проведена при поддержке одной из сибирских авиакомпаний. Чтобы выполнить ротацию кадров на дрейфующей станции, принадлежащие этой компании воздушные суда совершили шесть беспосадочных перелетов на расстоянии около тысячи километров. Причем в сложных погодных условиях. Во время подготовительной работы ученые и авиаторы продумали все аспекты предстоящей операции. К перелетам были привлечены два вертолета Ми-8 МТВ (основной и страхующий на случай нештатных ситуаций) с опытными экипажами.
«Нам не раз приходилось работать в экстремальных условиях Арктики, но выполнять рейсы на дрейфующую станцию довелось впервые, — признал Сергей Кузнецов, командир вертолетной эскадрильи этой авиакомпании. — Однако наши пилоты успешно справились с задачей. Думаю, что и в будущем мы сможем быть полезными российской науке».

Помогали им в этом на подготовительном этапе и во время самой операции сотрудники Арктического и Антарктического института (ААНИИ), организовавшие экспедицию и отвечавшие за ее проведение. Используя спутниковые снимки, они следили за ледовой и метеорологической обстановкой в том районе, помогали выстроить оптимальный маршрут. И анализировали метеоданные, получаемые с дрейфующей станции и стационара.
Из Петербурга команда полярников отправилась на самолете в Красноярск, а оттуда долетела до поселка Хатанга. Ждавшие их там вертолетчики доставили сменную группу ученых на институтский научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова» (архипелаг Северная Земля).
Чтобы обеспечить безопасный полет на станцию, авиаторы перевезли на небольшой островок в Северном Ледовитом океане (400 км от аэродрома) 900 литров резервного топлива для возможной дозаправки вертолета. И установили рядом с этой базой радиомаяк, позволяющий без труда ее обнаружить.
В тот же день винтокрылая машина совершила перелет с Мыса Баранова к дрейфующей станции и села на вертолетную площадку научно-экспедиционного судна «Северный полюс» (она же ледостойкая платформа с лабораториями), доставив туда продукты и грузы. А после дозаправки полетела обратно, совершив еще несколько рейсов с полярниками на борту.
На протяжении четырех дней авиаторы выполнили в общей сложности три рейса на маршруте между стационаром «Ледовая база Мыс Баранова» и полярной станцией. И вывезли оттуда 13 полярников (на данный момент они уже находятся в Петербурге), которые завершили смену, выполнив свои задачи.
«Это еще один яркий пример слаженной работы полярников и авиаторов при совершении длительных полетов над дрейфующими льдами, — отметил Александр Макаров, директор ААНИИ. — Аэродром на стационаре «Ледовая база Мыс Баранова», который мы при этом использовали, располагает развитой инфраструктурой, включая сезонную взлетно-посадочную полосу и вертолетные площадки. Он и дальше будет задействован при планировании и организации нашей экспедиционной деятельности в Арктике».
Читайте также:
Петербургские учёные зафиксировали уменьшение площади льда в прибрежных зонах Антарктики
Петербургские учёные открыли новый сезон полевых работ на Шпицбергене
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7896) от 24.04.2025 под заголовком «Тысяча верст надо льдами».
Комментарии