Храм во всей красе. Казанский собор выходит из многолетней реставрации
Скоро снимут строительные леса с южного фасада Казанского собора. Тем самым завершится реставрация лицевых стен и колоннад главного храма Петербурга. Она заняла в общей сложности десять лет, из которых два были потрачены на объяснения в инстанциях, что работы ведутся правильно.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Золотистое сияние
Мы поднимаемся на леса, чтобы на расстоянии вытянутой руки увидеть очищенными от многолетних «наростов» четыре барельефа на богородичные сюжеты, созданные скульпторами Иваном Мартосом и Жаном-Домиником Рашеттом, капители коринфского ордера, украшающие двадцать колонн южного портика лучи сияния на фронтоне.
Как пояснил реставратор Алексей Петров, южный фасад оказался самым загрязненным из всех четырех. Хотя находится дальше всего от Невского проспекта. Но солнечная сторона способствует росту грибков, мхов, травы, кустов и далее... по учебнику ботаники.
Другой реставратор Павел Малахов добавляет: были удалены следы синтетических красок и цементные вставки. Расчистки декора велись щетками вручную. При восполнении утрат использовался известняк, аналогичный оригинальному, который весь добыли еще в позапрошлом веке. Близкий «по породе» камень сохранился на российских месторождениях.
Финальная часть реставрационных работ – нанесение так называемой известковой накрывки, которая по составу близка к самому камню и позволяет ему дышать, принимать и отдавать влагу, не разрушаясь. Цвет был подобран еще при реставрации других фасадов по свежему срезу оригинального камня. Накрывка примет на себя все загрязнения. Важно, что она обратима. Через какое-то время, увы, в нашем климате и загазованности не очень долгое, лет пять – семь, накрывка потемнеет. Но ее можно удалить, не повреждая известняк, чтобы нанести новый слой.
Из-за этого светлого цвета и был двухлетний сыр-бор. С письмами возмущенных граждан, требованиями оставить все как есть, ответами, ведомственной перепиской и прочая.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Известняк и как с ним бороться
Чтобы объяснить, откуда взялась проблема накрывки, необходимо вернуться... на 210 лет назад. Тогда после десяти (цифра, словно для сравнения!) лет строительства был освящен Казанский собор. Это был триумф русской архитектуры и градостроительной мысли зодчего Андрея Воронихина. Он получил задание спроектировать храм на участке, зажатом между Большой Мещанской (ныне – Казанская) и Екатерининским каналом (ныне – канал Грибоедова). Да еще придумать, как парадно оформить северный фасад, обращенный к Невскому проспекту, когда по всем церковным канонам главный вход в храм, следовательно, и главный фасад всегда находятся с западной стороны, противоположной восточной, где помещается алтарь. И не забыть богато и выразительно украсить фасады собора. Вместе эти требования, помноженные на бюджетное финансирование, заставили Воронихина спроектировать колоннаду, которая начинается буквально у кромки воды, и использовать в отделке фасадов мягкий податливый для ручной (а другой тогда не было) обработки известняк с благородным золотистым оттенком из каменоломен недалеко от деревни Пудость.
Воронихин хорошо понимал, что пудостский известняк – пористый камень. Чтобы он не разрушался, фасады закрасили алебастром и тонировали известковой краской под цвет натурального камня. Через 20 лет после строительства Огюст Монферран реставрировал фасады Казанского собора. Он использовал охристую гашеную известь, чтобы скрыть первые утраты известняка. Позже для «восполнения» стали применять гипс и цемент, скрывая их присутствие известковыми красками. В 1912 году архитектор Андрей Аплаксин, проводя первую большую реставрацию собора, использовал те же гипс и цемент. В послевоенные годы применяли модные синтетические перхлорвиниловые краски. Они «глухие», под синтетикой камень намокает и разрушается.
Еще в 1950-е годы под руководством архитектора-реставратора Александра Гессена проводились научно-исследовательские и лабораторные работы для выяснения способа укрепления пудостского камня. В результате многолетних испытаний исследователи пришли к самому щадящему, естественному способу защиты – извести.
В 1990-е годы появляется ее современный вариант – диспергированная известь, и, когда в 2011 и 2012 годах по заказу Министерства культуры Российской Федерации выполнялась реставрация западного и северного фасадов, а также северного портика Казанского собора, все работы велись по методике, разработанной институтом «Спецпроектреставрация».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Памятник реставратору
Здесь необходимо назвать имя Марка Ивановича Коляды (1934 – 2020), известного реставратора, главного архитектора проекта реставрации Казанского собора.
Именно он был главным сторонником использования известковой накрывки. Несколько лет на разных площадках, том числе и на страницах нашей газеты, Коляда высказывал уверенность, что на сегодня нет альтернативы этому методу сохранения известняка.
До 2015 года работы продолжали финансироваться из федерального бюджета. Отреставрировали знаменитую колоннаду и портик западного фасада. Потом было решено передать функции заказчика специализированной дирекции, действующей при КГИОП. Работы должны были продолжаться на городские средства.
Но тут вмешались жалобщики. В 2016 – 2017 годах технологи и проектировщики наблюдали, как проявит себя нанесенный защитный слой на колоннаде собора, прежде чем приступать к следующим фасадам. Накрывка показала надежность, и работы возобновились.
В 2018 – 2019 годах по программе КГИОП выполнялась реставрация восточного фасада. Был также отреставрирован расположенный над апсидой барельеф из известняка на библейский сюжет «Вход Господень в Иерусалим» скульптора Рашетта.
Завершение реставрации фасадов Казанского собора – символический памятник Марку Коляде, старейшему ленинградскому-петербургскому реставратору.
За последние семь лет из бюджета Петербурга на реставрацию Казанского собора был выделен 291 млн рублей. Из них на южный фасад потребовалось более 121 млн рублей.
Что дальше? «В планах – работа с куполом и барабаном Казанского собора. Мы хотим обследовать купол, чтобы понять его техническое состояние. После обследования и проектирования начнется реставрация объекта. Но пока о точных сроках проведения работ сказать сложно», – пояснил Сергей Макаров, председатель КГИОП.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (7038) от 26.10.2021 под заголовком «Накрывка камень хранит».
Комментарии