Картофельный вираж

Уборку картофеля Ленинградская область закончила с рекордным, по нынешним временам, урожаем. Когда-то они бывали и «рекорднее», но российскую картошку за последние два десятилетия так помотало по просторам и закоулкам рыночной и псевдорыночной экономики, что сегодня каждый гектар, расширивший картофельную ниву, – уже достижение. Выросшая хотя бы на дюжину центнеров урожайность – успех. Поднявшаяся на десяток процентов валовка – триумф.

 Картофельный вираж |  ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

В рубахах пахали,
в шубах сеяли

«Рекордность» нынешней картофельной страды в Ленобласти подтверждает статистика областного комитета по АПК:

– площадь посадок, отведенных под «второй хлеб» в сельхозпредприятиях, составила 4,2 тысячи гектаров – на 8% больше, чем в 2014-м;

– урожайность – 233 центнера с гектара, на 17 центнеров больше, чем в 2014-м;

– собрано 97,4 тысячи тонн картофеля – почти на 20% больше, чем в прошлом году.

Агрономы раскрывают «секреты». Урожайность взметнулась вверх благодаря не только использованию высококачественных сортов семенного картофеля и применению современной техники и технологий, но и... благоприятным климатическим условиям года.

Снег весной нынешнего года сошел рано, и уже в последних числах марта в агропромышленном комитете области с уверенностью заявили, что посевная начнется, как и год назад, на две недели раньше срока.

Ну на две – не на две, но посевную технику действительно вывели на поля чуть раньше обычного. Правда, не картофелесажалки. Сеяли многолетние травы, раннюю морковку и зерновые. А вот когда пришла пора картошки, тут-то небеса и «обласкали» землю затяжными дождями, холодом, иногда и снежной моросью по раскрывшимся листьям... Выбирая погожий час, сажали картошку чуть ли не до середины июня – и на больших полях, и на приусадебных наделах, и на дачно-огородных сотках.

Картофелеводы-частники так вообще не верили, что урожай будет. Июнь – дожди и холодно, две трети июля – дожди и нежарко. И только под конец лета распогодилось, просушилось. Вот как раз в то время и пошла наша картошечка в рост. Еще сухой сентябрь дал дополнительную поблажку – и для завершения вегетации, и для успешных уборочных работ.

В приведенных выше статистических данных речь идет только о сельхозпредприятиях. Однако большая часть посевных площадей «второго хлеба» сосредоточена в личных подсобных хозяйствах – около 12 тысяч гектаров (или 69% от обшей площади картофельной нивы). Примерно на полутора-двух тысячах гектаров картошку выращивают фермеры. Результаты их картофельной страды подсчитают позже.

На всякий случай запомним: в прошлом году общий объем производства картофеля во всех категориях хозяйств Ленобласти обозначился на отметке 285 тысяч тонн.

В целом вполне благоприятная «картофельная» картина складывается и во всей России. Заглянем в данные Минсельхоза:

– картофель в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах выкопан с площади 337 тысяч гектаров, или 96% к уборочной площади (в 2014 году – 308 тысяч гектаров);

– накопано 7 миллионов тонн (в 2014-м – 6 млн тонн);

– урожайность – 218 центнеров с гектара (в 2014 году – 197 ц/га).


Водка, чипсы
и... крахмал

Есть любопытный приказ Министерства здравоохранения (Минздравсоцразвития) от 2 августа 2010 года # 593н. В нем прописаны «рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания». Следуя этому приказу-наказу, каждый среднестатистический российский едок в год должен съесть 320 килограммов молочных продуктов, 75 кило мяса, 120 кило овощей. И 100 кило картошки.

Если 7 миллионов тонн «второго хлеба», добытых в нынешнюю страду, поделить на население России (данные Росстата на 1 января 2015 г. – чуть больше 146 миллионов), то на каждого среднестатистического едока приходится в среднем по 49 килограммов картошки. Можно предположить, что до «здравоохранительной» нормы 100 кило идет добор за счет картофеля, выращенного на частных огородах. А если верить Росстату, то в стране уже перешагнули эту черту и каждый из нас уплетает уже 111 килограммов картошки в год.

Но тут вот какая закавыка: 7 миллионов тонн, собранных с промышленных полей, – это не только продовольственный (товарный) картофель. Около 30% урожая – картофель семенной. К тому же одна – и немалая – часть урожая пойдет на производство чипсов. Другая – на производство крахмала, необходимого пищевой промышленности. И, наконец, третья – на выпуск алкогольных напитков. Из одной тонны исходного материала можно получить до 112 литров спирта, что эквивалентно 230 литрам алкогольного напитка крепостью 40 градусов. И это фактические реалии отрасли картофелеводства.

Своего картофеля России не хватает, констатируют практически все эксперты. Страна давно уже подсажена на импорт. До введения в августе прошлого года и продления в июне нынешнего продовольственных санкций, по данным Картофельного союза России, на импорт приходилось до 30% рыночного оборота свежего картофеля. К тому же из-за рубежа ввозилась половина сертифицированного семенного картофеля и более 83% картофельного крахмала.

Десятку крупнейших экспортеров открывал Египет. Закрывала десятку Финляндия, а в середине рейтинга обозначились Голландия, Франция и Германия. И именно эти четыре страны с введением продовольственных санкций были выключены из списка крупнейших поставщиков свежего картофеля.

Свято место, как известно, пусто не бывает. Свои позиции на нашем рынке за минувший год усилили Белоруссия, Азербайджан, Израиль. Но прежде всего, конечно же, Китай. В Поднебесной с нынешней весны выделяют субсидии хозяйствам, занимающимся экспортом картофеля в Россию. Под субсидии попадают 18 тысяч картофельных гектаров.

При этом, убеждают эксперты из Картофельного союза России, никакой катастрофической ситуации на рынке продовольственного картофеля не будет. С нынешним отечественным урожаем импорт почти полностью можно покрыть за счет внутренних резервов.

Другое дело – рынок семенного картофеля. Вот здесь уже зависимость от импортных поставок более чем существенная. Неспроста через полгода после введения продовольственных санкций Россия объявила о послаблении их в отношении семенного материала. Первой преференции получила Финляндия. Известная селекционная компания Суоми, отметившаяся своими представительствами в тринадцати странах мира, объявила о намерении не просто продавать готовый семенной материал в Россию, а выращивать его в Псковской области.

Для начала финны провели эксперимент на площадках фермерского хозяйства в Печорском районе. Там была выращена пробная партия семенного картофеля, качество которого оказалось очень высоким. Теперь инвесторы намерены задействовать под возделывание семенного картофеля около двух тысяч гектаров земли, вложив в проект от четырех до семи тысяч долларов. Семенной картофель, выращенный в Псковской области, будет доставляться исключительно на российский рынок.

К посевной кампании 2015 года границы России были открыты для семенного картофеля из других стран Евросоюза.


В пилотном проекте

Ни для кого не секрет, что за последние четверть века Россия потеряла выстроенную систему семеноводства картофеля, цепочку его продвижения «от пробирки до поля».

В этой системе была база – научно-исследовательский институт, в лабораториях которого селекционеры разрабатывают новый сорт «от пробирки». Затем его опробовали на опытных полях института. Дальше сорт уходил в специализированные элитные хозяйства (элитхозы), потом – в семеноводческие хозяйства и, наконец, в сельхозпредприятия, работающие на товарную продукцию. Такая система работает во всех картофелеводческих странах Европы.

Утраченное попытались было вернуть, еще лет семь назад зафиксировав в госпрограмме задачу «увеличить производство элиты... с 70 тысяч тонн до 140 – 150 тысяч тонн ежегодно». Этот объем позволил бы перейти на использование только высокопродуктивного сертифицированного семенного картофеля.

Однако в 2013-м Минсельхоз признал серьезное «недовыполнение» поставленной задачи. И она автоматически перетекла в следующую госпрограмму развития сельского хозяйства, рассчитанную уже до 2020 года. Однако продовольственные санкции заставили отечественных аграриев «ускориться».

Уже в нынешнем году приоритетными направлениями поддержки АПК были объявлены создание и модернизация селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве и строительство картофелехранилищ. Кстати, нехватка мощностей для хранения урожая – еще одно слабое звено в отечественном картофелеводстве.

Ленинградская область вошла в пилотный проект по созданию селекционно-семеноводческого центра, который будет поддержан субсидиями из федерального бюджета.

В конце ноября большая делегация аграриев 47-го региона была с очередным рабочим визитом в Белоруссии. Обсуждался в том числе и вопрос участия этой страны в создании упомянутого селекционно-семеноводческого центра. Знаем, кого приглашать в партнеры. Белорусы – бульбаши знатные.

Создание семеноводческого центра – это день завтрашний. А сегодня, подводя итоги картофельной страды-2015, особо выделяют такой момент. В Ленобласти на хранение засыпано 35 тысяч тонн семенного картофеля. Это в два раза больше собственной потребности в семенном материале.

Ближе к весне излишки отправятся в другие регионы. Или пригодятся дома – в том случае, если наши картофелеводы задумают увеличить посевные площади под «вторым хлебом». Что не исключено.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (5597) от 02.12.2015.


Комментарии