Капремонт на излучине. Свердловскую набережную укрепят бетонными плитами

Свердловская набережная на капитальном ремонте. Вся излучина Невы — от улицы Ватутина до Малоохтинского моста — обнесена забором. Работы продлятся полтора года, так как строителям придется по новой технологии укрепить весь правый берег, подпадающий под влияние течения реки на крутом ее повороте. При обследовании выявлено, что 90 процентов швов между гранитными плитами в подводной части набережной разрушены или имеют дефекты, все это из‑за подмыва ее течением Невы.

Капремонт на излучине. Свердловскую набережную укрепят бетонными плитами | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Шпунт, на который опиралась гранитная стенка, во многих местах разошелся, он уже не сдерживает влияния реки на набережную. Из-за этого вода беспрепятственно проникает в тело берегоукрепительной стенки набережной, вымывая материал крепления плит и грунты засыпки. Вдоль всей променадной части, у гранитных парапетов, имеются провалы асфальта, связанные с вымыванием и просадкой грунта. Набережная на всем ее протяжении в аварийном состоянии, — рассказал нашей газете прораб Михаил Давыдов.

Кроме того, что на излучине реки течение ускоряется и подмывает высокий правый берег, здесь отмечаются максимальные глубины Невы, доходящие до 24,5 метра. Причем фиксируется, что за время существования Петербурга в этом месте глубина увеличилась на 2,5 метра.

Свердловская21_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Напомним также: с 1887-го по 1925 год один из участков набережной носил название Полюстровская, что означает болотистая. Местность под названием Полюстрово в излучине реки около нынешнего Пискаревского проспекта в прошлом была заболоченной. Здесь же раньше находилось устье небольшого ручья, впоследствии его засыпали. В начале XIX века в Полюстрове провели осушительные работы, и набережная обрела для города сначала курортное значение (на ней построили водолечебницу), а затем промышленное.

В середине XIX века здесь построили несколько предприятий. В советские времена Ленинградский Металлический завод был одним из промышленных флагманов города. Таким он остается и сейчас, здания предприятия вытянулись на сотни метров вдоль Невы. Плюс к этому по набережной проходит шестиполосная автомагистраль с весьма напряженным движением практически круглые сутки.

Сочетание слабых грунтов, больших скоростей течения и значительной техногенной нагрузки делает состояние берега неустойчивым. Здесь не раз случались оползни. В свое время из‑за этого пришлось снять трамвайное движение, которое когда‑то было проложено по набережной.

— При разработке проекта пришли к выводу, что всю излучину Невы необходимо не просто ремонтировать, а серьезно укреплять. Что мы сейчас и делаем — сооружаем защитный экран. Устанавливается анкерная стенка из шпунта и заливается железобетонная разгрузочная плита, снимающая напряжение на гранитные стенки набережной, — пояснил прораб.

По такой технологии упрочат весь правый берег на повороте Невы. Приведут в порядок и гранитную облицовку: плиты стенки и лестничных сходов имеют многочисленные дефекты в виде сколов и трещин, некоторые смещены или отсутствуют.

Нужно также отметить, что шесть существующих лестничных сходов не оборудованы для спуска маломобильных горожан к променаду. Такой недостаток в ходе капремонта планируют устранить. Помимо этого, как отмечается, по многочисленным просьбам жителей в створе Пискаревского проспекта будет сделан дополнительный лестничный спуск — с верхнего яруса на нижний.

— Обустройство нового спуска усложнит вам работу? — поинтересовался у строителей.

— Это заложено в проекте, и никаких проблем не предвидится. Зато люди, в том числе на велосипедах и колясках, смогут беспрепятственно проезжать с одного яруса на другой. Спуск появится прямо на выходе Пискаревского проспекта к набережной, жителям будет удобно, — пообещал строитель.

Капитальный ремонт Свердловской набережной начали в мае этого года. Сейчас работы ведутся напротив усадьбы Кушелева-Безбородко. У здания Металлического завода выложены бетонными плитами два съезда на нижний ярус набережной — для подвозки строительных материалов. Хотя работы идут полным ходом, движение транспорта ограничено по одной полосе из шести только в этом месте — проложенных строительных съездов, других препятствий для автомобилистов нет.

Хотя, возможно, ограничения еще будут вводиться, так как проектом предусмотрено переустройство инженерных сетей, изменение системы водоотвода с тротуара. На заключительной стадии ремонта гранитное покрытие тротуара восстановят, на набережной заново разобьют газоны, высадят декоративные кустарники и деревья.

Как уже сказано, строительным забором обнесен почти весь участок, отведенный под ремонт. За исключением десятка метров, где располагается старинная пристань-грот. В эпоху Екатерины Великой на набережной была построена обширная усадьба всемогущего канцлера императрицы Александра Безбородко. У здания дачи разбили ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.

Пристань с четырьмя сфинксами и шестью гранитными вазами отнесена к памятникам культурного наследия. Площадки пристани соединены двумя лестницами, между которыми находится вход в грот, забранный решеткой. Раньше здесь был фонтан с мраморным бассейном. Из грота в усадьбу вел подземный ход. Он давно засыпан. При Безбородко на пристани стояли также небольшие действующие пушки.

Выглядит пристань-грот и сейчас неплохо, хотя придать свежий лоск памятнику не помешало бы. Однако строители сообщили, что по их плану проведение работ на этом совсем небольшом участке не предусмотрено. Впрочем, одновременно с набережной ведется ремонт и усадебного комплекса Кушелева-Безбородко. Возможно, обновление пристани-грота включено в проект реконструкции дачи.

Завершение работ на Свердловской набережной запланировано на середину октября 2024 года. На это время просторный прогулочный сквер с газонами, где можно было всегда встретить велосипедистов, роллеров, горожан с детскими колясками, закрыт.

— Мы понимаем, что полтора года — большой срок, в течение которого жителям придется обходиться без привычного для них променада вдоль Невы. Но объем работ очень значительный. Зато потом будет все прочно, красиво и удобно. Просим потерпеть, — обратился к петербуржцам через газету прораб Михаил Давыдов.


#капремонт #набережная #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7489) от 29.08.2023 под заголовком «Капремонт на излучине».


Комментарии