Кандидаты на вакансии в Петербурге становятся все более мобильными

На рынке труда в нашем городе сложилась довольно интересная ситуация — десятки тысяч вакансий и не менее чем 20 тысяч официально зарегистрированных безработных. Очевидно, что без притока рабочей силы из других российских регионов не обойтись. В ней, как уверяет глава городского комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, город будет нуждаться всегда, и предупреждает: «Жизнь в Петербурге дороже, и необходимо создавать условия, которые окажутся более привлекательными для людей из соседних областей. И это не только высокие зарплаты, но и доступность жилья, социальных услуг и прочее».

Кандидаты на вакансии в Петербурге становятся все более мобильными | Десятки тысяч жителей пригородов и соседних с Петербургом регионов ежедневно «маются», приезжая в город на работу. / Фото Александра МАНЗЮКА/ТАСС

Десятки тысяч жителей пригородов и соседних с Петербургом регионов ежедневно «маются», приезжая в город на работу. / Фото Александра МАНЗЮКА/ТАСС

Не торопятся искать

Упрямая статистика свидетельствует: жители Петербурга гораздо более разборчивы в плане поиска работы, чем не местные. Обладая определенным социальным капиталом, горожане могут позволить себе пару-тройку месяцев выбирать что‑то более привлекательное. А то и дольше — по сведениям Службы занятости города, средняя продолжительность нахождения в статусе безработного в 2021 году у петербуржцев составила около пяти месяцев. Быстрее от него избавляются молодые люди в возрасте до 29 лет (три с половиной месяца) — от общего количества безработных их у нас примерно 12 %. А дольше всего (чуть больше шести месяцев) на учете в этом качестве состоят люди, имеющие инвалидность, — 8 %.

Как пояснили в Центре занятости населения, в Петербурге есть и узкая прослойка «профессиональных безработных», которые состоят на учете пять, восемь и даже более… десяти лет. Причем их возраст колеблется от 29 до 55. «Количество таких безработных невелико, — пояснили в ведомстве. — Как правило, столь длительное время они состоят на учете из‑за подтверждения статуса малоимущего, отказа от выплаты алиментов и других причин».

Если сравнивать срок поиска работы среди безработных петербуржцев с цифрами, характеризующими темпы трудоустройства у приезжих, разница очевидна. По данным опроса среди тех, кто переехал в Петербург, ни о каких пяти-шес­ти месяцах речи даже не идет. Где‑то треть из них искали работу больше месяца. У 19 % на это ушло от двух до четырех недель. Каждый десятый трудоустроился меньше чем за две. А еще 14 % — всего за несколько дней. «Ситуация понятная: петербуржец, у которого чаще всего есть жилье и родственники, может позволить себе не работать, — говорит независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Он знает, что два-три месяца проживет, получая, к примеру, только пособие. Иногородний заранее проигрывает, поскольку ему приходится заново обустраиваться в городе — на это нужны деньги, и немалые».

Жизнь в движении

Современные россияне становятся все мобильнее. И уже не хотят ждать, когда высокие доходы придут к ним по месту жительства — они сами все чаще отправляются за «длинным рублем» туда, где платят больше, а жить — проще.

Исследователи НИУ ВШЭ, к примеру, оценили объем маятниковой (т. е. такой, когда человек приезжает в Петербург работать на день) миграции из соседних регионов. По их данным, в 2021 году она выросла до 468,7 тыс. человек, увеличившись на 8,5 %. Это означает, что без малого полмиллиона человек утром ежедневно едут в город на работу. А вечером отправляются обратно. И, скорее всего, это происходит потому, что жить постоянно в Петербурге иногородним россиянам зачастую слишком дорого — они предпочитают «маяться», ежедневно отправляясь трудиться в город со своего основного места жительства.

Причем в отличие от трудовых мигрантов, переезжающих в Петербург на длительное время, маятниковые выбирают и другие сферы деятельности. Чаще всего они работают на позициях, не требующих опыта (21 %), в торговле и авторемонте (почти 18 %), на обрабатывающих производствах (больше 13 %). А наименее задействованы они в области культуры, спорта и развлечений (1,3 %), гостиничных услугах (1,4 %) и образовании (1,5 %). И здесь тоже ничего удивительного нет: не местные, кровно заинтересованные в скором трудоустройстве, предпочитают отрасли с большим числом вакансий и не слишком высокими требованиями к кандидатам.

Впрочем, и те, кто переезжает в Петербург надолго, с трудоустройством стараются не тянуть. Поэтому предпочтительные для них сферы деятельности — торговля и ремонт автотранспорта, а также финансы, страхование и администрирование (в этих областях задействованы 42,5 % переехавших в Северную столицу россиян). И поток приехавших тоже продолжает расти, увеличившись в 2021 году до 86,8 тыс. человек (+3,2 %). Их интерес к Петербургу тоже понятен: у 69 % россиян после переезда в город на Неве заработная плата выросла. «Раньше трудовые мигранты приезжали в Петербург на вакансии, открытые на заводах, в больницах (даже в ковидных стационарах), или на работы, связанные с индустрией туризма, — отмечают эксперты. — Теперь ситуация во многом изменилась, поскольку появились новые варианты занятости и сферы, в которых «кормят» лучше».

Хотят большего

По данным исследования hh.ru, одной из причин того, что масса вакансий в городе остается незаполненной месяцами, является недостаточный, по мнению петербуржцев, уровень оплаты труда. Ведь далеко не всех местных соискателей устраивают зарплатные предложения в 57 – 59 тыс. рублей — за такие деньги сейчас, оказывается, согласны трудиться только около 26 % кандидатов.

Да, есть среди горожан и те, кто рад работать и меньше чем за 40 тыс. рублей, однако таких не более 20 %. Зато желающих получать от 60 тыс. и выше гораздо больше — их количество превышает 40 % от общего числа соискателей.

На этом фоне маятниковые и обычные трудовые мигранты из соседних с Петербургом регионов в глазах работодателя выглядят, конечно, более выигрышно. Ведь они, стараясь найти работу побыстрее, менее требовательны к зарплате и условиям труда, готовы перерабатывать, если надо. И поэтому уломать их трудиться за меньшие деньги проще, хотя все со временем меняется. «До 2020 года у меня вообще не было проблем с поиском рабочих на стройку, — признается прораб Михаил Козлов. — Только брось клич, что есть работа, — тут же появляются предложения. Сейчас откликов порой приходится ждать неделями, а торг по поводу уровня оплаты труда стал для кандидатов нормой. И если ты понимаешь, что специалист стоящий и он тебе нужен, — приходится соглашаться на его условия».

Ситуация в целом соискателям из провинции играет на руку. «Сейчас нехватка рабочих рук повсеместна, а кадровый дефицит будет только усиливаться, — прогнозирует Дмитрий Чернейко. — Потребность в кадрах для большинства отраслей экономики Петербурга в ближайшие годы будет расти со средним темпом 1,5 %. А в отдельных отраслях — в торговле, на обрабатывающих производствах и транспорте, в логистике — эта потребность будет гораздо выше». Что только увеличивает шансы на трудоустройство как для местных жителей, так и для приезжих работников.


#работа #трудоустройство #регионы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7115) от 22.02.2022 под заголовком «Пригодился там, где не родился».


Комментарии