Какого героя мы любим? Кого хочет зритель видеть на киноэкранах
На Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур одна из дискуссий была посвящена попытке понять, какой же он — «современный герой в кино и медиа». Для представителей киноиндустрии важно понять: чего или, точнее, кого хочет зритель видеть на экранах.
ФОТО Krists Luhaers on Unsplash
Судя по масштабному исследованию, представленному участникам дискуссии, в последние годы произошла резкая смена ракурса. Уходит тип героя «бегущий от безысходности», инфантильный и пассивный, всем недовольный. Как подытожила спикер дискуссии Ирада Зейналова — «сильно пьющий интеллигент» вроде героя Константина Хабенского в фильме «Географ глобус пропил». Неактуален и супермен-одиночка по прозвищу Зверь (многие помнят героя Дмитрия Певцова, благодаря которому актер и проснулся знаменитым).
Кто пришел им на смену? «Локальный патриот», человек деятельный, который отстаивает свою правду, малую родину и семью. «Добро с кулаками» — этот герой в отличие от асоциального супермена-одиночки добрый семьянин, который просто вынужден нарушать социальные и правовые нормы — все ради правды и близких. Тому пример, конечно же, «брат» Данила Багров и герой Михаила Пореченкова в сериале «Полярный». Не забыли об архетипических русских образах — «перевоспитавшемся» холопе, «везунчике» Емеле и человеке из народа вроде «свата», сыгранного Федором Добронравовым.
С женскими персонажами отдельный расклад — красотки-хищницы уступают позиции самостоятельным, но терпеливым и мудрым матерям и женам. Если муж решил обогнуть Землю на воздушном шаре в полном одиночестве («Повелитель ветра»), она должна только помочь ему в его деле и ждать.
Но все ли можно создать по лекалам? В этом не уверен Карен Шахназаров, который руководит киноконцерном «Мосфильм» и не спешит порвать с наследием советского кинематографа. Совсем напротив.
Монолог Карена Георгиевича стартовал с напоминания спикера о его фильме «Курьер», который и сегодня едва ли не каждую неделю появляется на экранах телевизоров.
«…На самом деле я случайно написал повесть «Курьер» и случайно снял по ней фильм. Но да, картина имела огромный успех. А самое главное — молодежь его до сих пор смотрит. Что‑то, наверное, в них попадает. Я так подозреваю, все дело в том, что молодежь всегда любит молодых бунтовщиков. И молодежь всегда не любит взрослых, которые им видятся лицемерами. И они правы, кстати. Мы всегда более лицемерны, чем молодые. Другое дело, что молодежь взрослеет и становится такой же. Что, кстати, герой Федора Дунаевского в фильме и говорит: «Мы станем такими, как вы».
А что касается представленного исследования, могу сказать одно: я с огромным уважением отношусь к проведенной работе. Но должен вас разочаровать. Ни один опрос, ни одна конференция вам не подскажет, как создать «героя нашего времени». И, кстати, не надо это путать с популярностью. Может быть популярным артист, может быть очень успешным фильм. Но, поверьте, это не значит, что они воплотили того героя, который станет «героем поколения».
Приведу пример. Александр Митта, которого вы все хорошо знаете, еще в 1970‑е годы хотел сделать кино, как он сам сформулировал, «по всем рецептам, чтобы оно имело полный успех». Он учел, казалось бы, все: что публика любит, что она хочет видеть на экране, какие сюжетные повороты. На главную роль Митта пригласил Андрея Миронова, которого народ просто обожал. И что? Фильм «Сказка странствий» провалился с треском, сегодня его мало кто помнит. А перед этим Митта снял «Экипаж», который прошел с невиданным успехом. И при этом он сделан с нарушением почти всех кинематографических канонов. Одна серия — мелодрама, потом вдруг начинается фильм-катастрофа. При этом все скрепляется, я бы сказал, безалаберным персонажем, которого сыграл Леонид Филатов. Так что все не так просто…
А Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля»? Казалось бы, странный персонаж. Но народ его обожал и до сих пор обожает. А почему? Потому что он олицетворяет наше общее стремление к справедливости. И в этом сила советского кино. Оно было, конечно, феноменом. И современный патриотизм идет оттуда, из советского времени.
В чем вообще был феномен советской культуры? Государство знало, зачем ему нужна культура — для переустройства мира и воспитания нового человека. Нынешнее поколение, более циничное, может сказать: «Что это за глупость, зачем это делали?». Но то была большая, высокая цель. И когда мы приходили во ВГИК, нам так и говорили: «Вы должны снимать фильмы, которые будут создавать нового человека». Конечно, была масса ужасных фильмов. Но золотой фонд — это действительно феноменальное кино.
Мне кажется, мы сейчас подошли к моменту, когда поняли, что полностью отринули идеологию. Мы сказали: «Идеология нам не нужна, все живут без нее». И в этом была большая ошибка и большая неправда. У американцев мощнейшая идеология. И они не скрывают, что хотят переустроить мир. И переустроить так, как им самим кажется лучше.
А мы отказались. И гибель идеологии на самом деле началась еще в 1970 – 1980‑е годы. Не случайно молодой герой в «Курьере» говорит: «Я мечтаю, чтобы коммунизм на всей земле победил». И он не ерничал. Но он видел, что окружающее его общество ничего не хочет, кроме достатка. В этом был конфликт. Может быть, кстати, это тоже стало одной из причин успеха картины, особенно среди молодежи. А в конце он говорит: «Мечтаю о чем‑то великом». Понимаете, в этом все дело.
На мой взгляд, такая страна, как Россия, непременно нуждается в большой идее. Она всегда была — и в советское время, и в императорской России. Ее заложил и завещал нам Петр I. Из нее родилась великая культура XIX века.
Когда есть идея, тогда возникает искусство, культура, которая, как говорили большевики, начинает захватывать массы. И это правильно. В конце концов эта культура своей самобытностью становится интересной всему миру.
Вот у нас («Мосфильм». — Прим. ред.) в Интернете выложены картины, в основном советские. Их смотрит весь мир. И это десятки миллионов просмотров! Смотрят и наши военные фильмы. Причем зрители из США, Канады, всех «недружественных стран», Латинской Америки, Азии. Даже на Филиппинах и в Индонезии, где нашего кино вообще никогда не было, смотрят. Повторюсь — это десятки миллионов просмотров. И зайдите, почитайте комментарии. Никогда не ожидал, что советское кино будет так востребовано. Значит, то, что было тогда заложено в кинематограф, работает до сих пор.
И возвращаясь к герою. На самом деле зритель никогда не знает, какого героя он хочет. Никогда. Вот когда он его увидит, когда в него поверит, он его полюбит…»
Записала Ольга МАШКОВА
Читайте также:
В гимназии № 261 состоялся премьерный показ документального видеофильма «Мы отстояли Ленинград!»
Комитет по культуре распределил субсидии на общую сумму 250 миллионов рублей
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7757) от 26.09.2024 под заголовком «Какого героя мы полюбим?».
Комментарии