Кадры меняют все. По какому пути пойдет транспортная реформа в Петербурге?

У руководителя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга недавно появились сразу два новых зама - Дмитрий Карлик (по вопросам развития и строительства метрополитена) и Александр Богданов (ремонт дорог и организация дорожного движения). Сама по себе эта новость вряд ли заинтересует широкие слои горожан. Скорее ее заметят те, кто работает в транспортной отрасли, причем не на рядовых, а на управленческих должностях.

Кадры меняют все. По какому пути пойдет транспортная реформа в Петербурге? | ФОТО Майи ЖИНКИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Майи ЖИНКИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

Но если хронологически выстроить цепочку всех «транспортных» перестановок последнего времени, можно обнаружить любопытные тенденции. И даже сделать некоторые прогнозы относительно будущего развития городского общественного транспорта.

С 20 мая должность председателя комитета по транспорту занял Кирилл Поляков, который с 2013 года отвечал за транспортные связи Северной столицы и Ленобласти (был гендиректором АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области») - то есть привык мыслить масштабно и проектно. В подведомственной КРТИ Дирекции транспортного строительства также освободилось кресло руководителя - его по собственному желанию покинул Вячеслав Урусов. И. о. директора с 14 мая назначен Руслан Зайцев.

С 18 мая от приставки «и. о.» избавился Денис Минкин, который с 13 марта 2020 г. исполнял обязанности покинувшего пост руководителя «Горэлектротранса» Василия Острякова.

Еще ранее - 19 декабря 2019-го - ушел руководить «Метростроем» (вместо арестованного 10 декабря Николая Александрова) Сергей Харлашкин, возглавлявший КРТИ с 2014 года. Как признавался сам Харлашкин, перед ним была поставлена задача вывести метростроение в Петербурге на новый уровень (и, кстати, с такой оценкой этого назначения согласны многие из тех, кто работал с Сергеем Викторовичем). Новым главой КРТИ стал экс-руководитель «Ространсмодернизации» Андрей Левакин. После чего комитет покинул первый зам. председателя Андрей Семчанков, а новым заместителем стал Юрий Корнилов, также ранее работавший в «Ространсмодернизации».

Под занавес прошлого года кресло вице-губернатора, курирующего транспортную инфраструктуру Петербурга (наряду с инвестициями и туризмом), занял экс-министр транспорта РФ Максим Соколов - управленец федерального уровня, но и с опытом работы в Смольном. До него транспортом ведал другой вице-губернатор - Эдуард Батанов.

Полутора годами ранее, в августе 2018-го, транспортный блок правительства Петербурга внезапно покинули первый зам. председателя комитета по транспорту Елена Осинцева и директор «Организатора перевозок» Владислав Самойлов. Чуть ранее в «Организаторе перевозок» начал работать советником директора приехавший в Петербург из Хабаровска Владимир Шведченко (в 1999 - 2014 гг. возглавлял отделение ГТРК на Дальнем Востоке). Он и стал исполнять обязанности руководителя госучреждения после ухода Самойлова. В статусе и. о. Владимир Шведченко пребывает по сей день. Место Елены Осинцевой в сентябре 2018-го занял вернувшийся с Брянщины (где некоторое время пробыл и. о. вице-губернатора) Владимир Реунов.

Наверное, не стоило бы ворошить столь давнюю историю, если бы эти отставки не были так очевидно связаны с разработкой новой маршрутной сети и условий будущих конкурсов для перевозчиков - то есть конкретной конфигурации грядущей транспортной реформы. Если судить по некоторым тогдашним кулуарным разговорам транспортников, камнем преткновения для Осинцевой и Самойлова стали готовящиеся в недрах ведомства аукционные условия, отсекающие многих частных перевозчиков, - с таким подходом оба этих руководителя были в корне не согласны. Как признают некоторые осведомленные источники в городской администрации, уход Осинцевой и Самойлова к концу 2018-го несколько поменял направление и дух будущей реформы...

Итак, из всех ключевых фигур регионального транспортного блока свои посты на сегодня сохранили только двое - гендиректор «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин и получивший на днях звание почетного гражданина города 70-летний начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин.

Вряд ли имеет смысл погружаться в подробности всех вышеперечисленных отставок, выискивая в работе «ушельцев» ошибки и промахи, из-за которых они могли лишиться кресел. Важнее увидеть общее в новых назначениях и попытаться понять, к чему они приведут.

Документ планирования, рождавшийся в муках и потрясениях (в том числе и кадровых), в соответствии с которым должна реализовываться транспортная реформа, пусть с задержками, но все же был принят. Этому не помешали ни мнения перевозчиков о чрезмерности требований к частникам, претендующим на будущие маршруты, ни горожан, встревоженных одномоментным закрытием сотен коммерческих маршрутов, ни экспертов, заявлявших о неготовности городской инфраструктуры к столь резким переменам. Ту реформу, которая вызрела за 2018 - 2019 годы и должна была «выстрелить» уже в нынешнем июле, остановил, как пояснили в Смольном, коронавирус.

Но что-то (а именно - та самая тотальная смена транспортного руководства) подсказывает: не только он. У представителей бизнеса и пассажиров появилась надежда, что теперь изменятся и стратегия реформирования, и его тактика, и, возможно, правила формирования завтрашнего рынка пассажирских перевозок. Которые, с одной стороны, допустят на него больше реальных участников, с другой - защитят этот рынок от прихода сомнительных компаний-однодневок. Если новые люди - это новые компетенции, более масштабное и глубокое понимание процессов, умение увидеть «подводные камни» и работать, то вряд ли они согласятся придерживаться старого плана, в адрес которого прозвучало столько критики...

Что внушает оптимизм? Например, продолжившееся, несмотря на карантинный кризис, ускоренное обновление подвижного состава и реализация городской «остановочной» программы (не так давно состоялись электронные аукционы на изготовление и монтаж 220 павильонов ожидания для разных районов города). Судя по всему, новое руководство транспортной отрасли региона предпочитает перед решительным шагом в неизвестность «подтянуть матчасть», насколько это возможно, не сваливая все будущие связанные с реформой проблемы на предпринимателей, участников рынка и нас - пассажиров.

И, кстати, на днях на вопрос о самом спорном и пугающем горожан решении - отмене в рамках реформирования системы чохом всех маршруток - новый глава комитета по транспорту Кирилл Поляков ответил:

- Для нашего комитета главное - выполнять транспортную работу для жителей города. Сколько коммерческих маршрутов для этого будет нужно - столько и оставим...

#транспорт #кадровые перестановки #реформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6691) от 02.06.2020 под заголовком «Кадры меняют все».


Комментарии