«Измерить» железную дорогу. Как работает метрологическая служба РЖД
Метрология, наука об измерениях, явно или неочевидно пронизывает все: счетчики воды и электроэнергии в квартирах и сверхчувствительные датчики на АЭС, весы в магазинах и мензурки в лабораториях. Понятно, что на железной дороге без метрологии и метрологов никуда: от правильной калибровки средств измерения зависит надежность подвижного состава и всей железнодорожной инфраструктуры, а значит, и безопасность пассажиров.
ФОТО pixabay
У Российских железных дорог своя метрологическая служба, здесь работают больше пяти тысяч метрологов, которые обслуживают более 3 млн средств измерений, в том числе около 22 тысяч так называемых эталонов. Головное предприятие этой службы – Октябрьский центр метрологии. Его 13 узловых метрологических лабораторий обеспечивают точность измерений на всей территории действия Октябрьской железой дороги.
«Специалистов нам нужно много, и специалистов высокопрофессиональных», – говорит Константин Коротаев, начальник Октябрьского центра метрологии.
Сейчас центр вошел в Метрологический образовательный кластер Петербурга. Напомним: создание кластера – инициатива Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д. И. Менделеева (ВНИИМ, организация Росстандарта). ВНИИМ предложил знакомить с наукой об измерениях, начиная с дошкольного возраста, и сейчас в кластер уже входят два детсада, две школы, два лицея, гимназия и два вуза.
Сотрудничество ВНИИМ и Октябрьского центра метрологии в области образования – логичное продолжение сотрудничества в целом. Как напоминает Константин Коротаев, именно ВНИИМ обеспечил международную аккредитацию Российских железных дорог. На практике это означает, что наши поезда, въезжая на территорию Евросоюза, вписываются в его железнодорожную инфраструктуру – и наоборот, «евросоюзный» подвижной состав вписывается в нашу инфраструктуру. Без единства измерений это было бы просто невозможно.
Как говорит Константин Коротаев, школьники смогут ознакомиться с работой метрологов на современной промышленной площадке, где есть и лаборатории, и учебно-производственный комплекс: «Петербургский университет путей сообщения готовит в том числе и метрологов, и мы крайне заинтересованы, чтобы учиться этой специальности ребята шли целенаправленно».
Не исключено, что на Малой Октябрьской железной дороге, где школьники изучают железнодорожные специальности, будут тренироваться и юные будущие метрологи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6970) от 21.07.2021 под заголовком «Как «измерить» железную дорогу».
Комментарии