«Андрей Вилькицкий» отправится из Невы в Обскую губу

Ледокол «Андрей Вилькицкий» зашел на днях в устье Невы после ходовых испытаний. У Английской набережной простоял он недолго, меньше двух суток, но виден был издалека: этакое громадное оранжевое пятно. А вот «разглядеть» его возможности довелось лишь журналистам, которых пустили на борт. Одно из мощных в России дизельных судов ледового класса вместе с первенцем этой серии проекта IBSV01 «Александром Санниковым», который был передан нефтяникам полгода назад, будет нести вахту в арктических водах.

«Андрей Вилькицкий» отправится из Невы в Обскую губу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ходовые испытания «Андрея Вилькицкого» проходили недалеко от острова Гогланд больше месяца. Ломать лед там, правда, не пришлось, на Балтике его не было. А то судно показало бы, как при скорости два узла может крушить носом или кормой застывшую «корку» толщиной до двух метров.

Скоро ему предстоит делать это в акватории Обской губы, где находится нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», связанный с крупным Новопортовским месторождением. Чтобы бесперебойно весь год отгружать сырье европейским потребителям, компания «Газпром нефть» обеспечила себе в Арктике нужную инфраструктуру. Да и собственный флот: шесть танкеров и два мощных ледокола, «выросших» на верфях Выборгского судостроительного завода.

Второму из них дали имя петербургского полярника Андрея Вилькицкого, начальника Главного гидрографического управления, который исследовал больше ста лет назад те далекие студеные края (крестной матерью ледокола стала его праправнучка Ирина Тихомирова). А название программы, для выполнения которой судно построили, «отпечаталось» на его ярком борту: «Время Арктики».

Процедура передачи судна нефтяникам позади, можно было идти к месту назначения, но... Они решили направить его в северную столицу и там презентовать. Желание объяснимое: столь необычна эта серия, выполненная по проекту Морского инженерного бюро (рабочую документацию подготовили специалисты КБ «Петробалт») в соответствии с концептуальными решениями финской компании Aker Arctic Technology...

Ледоколы эти многофункциональны. Они будут освобождать ото льда полосу воды, чтобы танкеры двигались по чистому каналу, помогать им безопасно подходить к терминалу и брать нефть. Поэтому при скромной восьмиметровой осадке (работать придется и на малых глубинах) такое судно обладает четырьмя двигателями, общая мощность которых составляет 21,5 МВт.

Оно может, кроме того, перевозить грузы и тушить пожары, вести спасательные операции и ликвидировать разливы нефти. На его борту есть вертолетная площадка, предназначенная для приема многотонного Ми-8, и водолазный комплекс. Словом, легче сказать, чему новинка не «обучена».

При этом благодаря бортовым компьютерам (среди прочего они просчитывают расхождение встречных судов и другие маневры), а также автоматике, которая запускает механизмы и регулирует все режимы, трудиться на судне будет небольшой экипаж: всего 20 человек - представители Петербурга, Мурманска и Калининграда. В два-три раза меньше, чем на обычном ледоколе.

«У нас установлена система динамического позиционирования, - рассказывает Петр Русаков, старший помощник капитана. - Что это значит? Оператор нажмет пару кнопок, и она будет удерживать ледокол в одной точке для безопасного выполнения операции, скажем, по отгрузке нефти на танкер. А если выйдет из строя, управление судном возьмет на себя дублирующая система».

По металлическим трапам с теплыми поручнями («грелки» тут устроены, кажется, везде) мы поднимаемся на навигационный мостик, откуда многие улицы Петербурга видны как на ладони. Здесь расположены четыре поста управления судном: носовой, кормовой и два боковых - для швартовки.

На носовом изгибается полукружьем пульт: экраны, тумблеры и приборы. В него «вклинивается» капитанское кресло с джойстиками - каждый чуть больше компьютерной мышки. Легким движением кисти судоводитель управляет винторулевыми колонками, две из которых установлены в кормовой части, а третья - на противоположной стороне. Они и обеспечивают «Вилькицкому» необычайную поворотливость.

Такой ледокол, подытоживает капитан Юрий Ахромкин, это громадный шаг в отечественном судостроении. Особенно если учесть, что большая часть смонтированного здесь оборудования - включая генераторы, ходовой мостик и навигационные системы - российского производства.

«Не менее важно, - добавляет капитан, - что судно делали с заботой о людях, которым придется работать в тяжелых условиях Заполярья».

Под «крышей» такого плавучего арктического дома есть все, чтобы в перерыве между вахтами, которые будут длиться четыре часа, полярники могли хорошо отдохнуть: библиотека, сауна с бассейном, тренажерный зал.

Между тем, показав себя петербуржцам, ледокол взял курс на Мурманск, а оттуда двинется к конечной точке маршрута, чтобы в конце января приступить к своим обязанностям у мыса Каменного.

#ледокол #корабли #море

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6349) от 24.12.2018 под заголовком «Из Невы в Обскую губу».


Комментарии