История появления фрески на брандмауэре дома №183Б по Лиговскому проспекту

Она появилась где‑то лет двадцать назад. Местные жители рассказывают такую историю: пришли двое молодых людей, не больно разговорчивых, осмотрели стену, установили леса и начали работать. На все расспросы отвечали, что трудятся от чистого сердца и на свои собственные средства. А когда леса сняли, жители замерли от восторга, увидев изображение корабля с алыми парусами…

История появления фрески на брандмауэре дома №183Б по Лиговскому проспекту | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кто стал инициатором этого произведения уличного искусства — история умалчивает. Бытует такая версия: живший в этом доме (или по соседству) капитан дальнего плавания, выйдя в отставку, так тосковал по морю, что попросил художников, чтобы они изобразили его корабль в виде судна с алыми парусами, прибывающего в петербургскую гавань. Конечно же, изображение напоминало об «Алых парусах» Александра Грина, а встречающая корабль Ассоль — это прообраз жены капитана дальнего плавания, которая его верно ждала…

Две активные местные жительницы — Ирина Андреева и Мария Гусарова — признаются, что для них эта фреска стала своего рода точкой опоры. Подтолк­нула к тому, чтобы найти единомышленников и бороться за сквер, который хотели застроить. Они высадили здесь деревья и кусты, занялись благоустройством.

Ассоль2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Несколько лет назад возникла идея организовать в этом сквере в Международный день защиты детей праздник для учащихся детской художественной школы, расположенной неподалеку на Обводном канале. Инициатором была преподавательница школы Елизавета Стрельникова, дочь музыковеда Бориса Стрельникова. Руководство школы, Дворца детского творчества Фрунзенского района и муниципальное образование Волковское поддержали начинание.

— Идея «Алых парусов» — в большой и светлой мечте, побеж­дающей обыденность. Это мечта, исполненная своими руками, и потому она как нельзя лучше подходит для детского творчества, — считает Мария Гусарова.

Муниципальное образование Волковское предполагает проводить этот праздник ежегодно, включив его в свой устав. А сам сквер, подведомственный муниципальному округу, назвать «Алые паруса». Если сквер обретет имя, тогда удастся легализовать и фреску, которая сегодня не имеет какого‑либо охранного статуса. По сути, она совершенно беззащитна. А ведь ей уже нужна реставрация, в некоторых местах штукатурка начинает осыпаться.

— Говоря о благоустройстве, мы исходим в первую очередь из того, что наш район — исторический, — говорит Мария Гусарова. — Это бывшая Московская Ямская слобода, ограниченная Обводным каналом, Днепропет­ровской, Расстанной и Боровой улицами. На Боровой улице недавно восстановили Покровскую церковь. Неподалеку, на Воронежской улице, находилась когда‑то Казанская церковь подворья Пекинской духовной миссии, посвященная победе в Отечественной войне 1812 года.

Оба храма были возведены в том числе и на пожертвования местных жителей. Так что, вопреки сложившемуся стереотипу о Лиговке, здесь было немало благородных людей. К сожалению, Казанскую церковь, оформленную в изящном неорусском стиле, разрушили в начале 1960‑х годов. Сейчас на ее месте пусто. Может быть, пришло время «собирать камни»?


#Лиговский #фреска #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7519) от 10.10.2023 под заголовком «Кого встречает Ассоль?».


Комментарии