История караимов и их табачных фабрик в Петербурге

Как известно, представители разных конфессий и национальностей зачастую жили в Петербурге довольно компактно, недалеко от своих храмов. Свой район обитания имел в столице и такой малочисленный народ, как караимы.

История караимов и их табачных фабрик в Петербурге | ФОТО Sadık Arpacı on Unsplash

ФОТО Sadık Arpacı on Unsplash

Караимы — народ, прародиной которого является Крым. Относительно происхождения народа ведутся многочисленные споры. Этот этнос по быту, языку, обрядам близок к татарам, а по письменности и вере — к евреям. От иуда­изма их религия отличается тем, что она признает Ветхий Завет, Талмуд, но не признает Тору. Народ и в XIX веке был очень немногочисленным, проживал локально и замкнуто, строго соблюдал свои традиции. Царское правительство России, убедившись в преданнос­ти караимов, предоставило им полную свободу вероисповедания и разнообразные льготы. Караимы свободно селились в европейской части России, открывали там свои производства.

В районе Рождественской части (так называемый район Песков) на территории между 2‑й и 4‑й Рождественскими (ныне Советскими) улицами насчитывалось несколько табачных производств, владельцами которых были караимы. И жили они там же.

В числе первых караимов, поселившихся в этом районе, вероятно, был купец Давид Мангуби. С 1869 года он жил в Петербурге в доме № 6 по 4‑й Рождественской улице, там же находилась и его ­фабрика «Саатчи и Мангуби». Первый учредитель, тоже караим, Б. Саатчи был компаньоном всего два года, а Д. Мангуби около тридцати лет был владельцем табачного производства.

Фабрика выпускала табак и папиросы в изрядном ассортименте, в том числе и высшего качества. Самыми популярными сортами папирос были «Султан», «Пальма», «Голубка», «Египетские». Папиросы этой фабрики предпочитал Ф. М. Достоевский. По воспоминаниям корректора В. В. Тимофеевой, Федор Михайлович сказал ей, вынимая из кармана кошелек: «Сделайте мне божескую милость, возьмите вот этот рубль и купите мне где‑нибудь по дороге коробочку папирос-пушек, если можно, Саатчи и Мангуби или Лаферм, и спичек тоже коробочку, и пришлите все это с мальчиком».

Производство Мангуби расширялось, наращивая обороты. К началу ХХ века на фабрике было 47 гильзовых и папиросных машин, которые позволяли получать до 250 пудов табачных изделий, работала собственная электростанция. На производстве работали свыше тысячи человек. Позднее фирма стала поставщиком двора его императорского величества.

В 1898 году Давид Мангуби учредил товарищество с капиталом миллион рублей. Фирма применила оригинальный для того времени маркетинговый ход: реклама папирос появилась на потолке в конках. Высшую награду — золотую медаль на Парижской выставке — компания получила в 1900 году.

Другой караимский купец, Юдуф Шапшал, с братьями Абрамом и Самуилом, в 1873 году основал в Петербурге производство «Торговый дом «Братья Шапшал». Семья Шапшала жила в доме № 13 по 4‑й Рождест­венской улице.

Начав со скромного капитала, фирма быстро богатела. Вполне возможно, что помощь соотечественника и единоверца сыграла свою роль. Известно, что караимское общест­во отличалось большой сплоченностью, честностью в ведении дел и бескорыстной помощью своей общине. Часто это давало блестящие результаты.

Табачные магазины фирмы располагались на Невском проспекте, на Большой Морской улице. Даже сами названия папирос — «Императорские», «Дагмара» — в честь императрицы Марии Федоровны (до крещения ее имя — Дагмара) были рассчитаны на публику с претензиями. Фирма была настолько популярна, что в Петербурге так и говорили: «Не угодно ли шапшала покурить?».

Здание фабрики товарищества «Шапшал», сохранившееся до наших дней, находилось на углу Херсонской улицы и Перекупного переулка (№ 6/13). Оно было построено в 1878 – 1879 годах по проекту архитектора И. И. Буланова. Интересно, что архитектор в этом районе построил жилой дом и для караима Давида Мангуби. Вряд ли это случайное совпадение.

Любопытно, что в здании фабрики «Шапшал» в 1906 году на собрании работниц выступал Ленин. У работников были экономические требования к администрации, а Ильич на митинге призывал начать забастовку, если фабриканты не пойдут на уступки. После Октябрьской революции и до конца 1920 года фаб­рика «Шапшал» продолжала работать, став государственной.


#караимы #табак #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7563) от 12.12.2023 под заголовком «Караимы на Песках».


Комментарии