Искусство побираться. Как отличить нуждающегося от мошенника?
В магазине ко мне подошла очень пожилая женщина. Держа в руке запакованный в пленку кусок колбасы, попросила: «Посмотри, милая, сколько стоит?». На ценнике значилось: 90 рублей. «Дорого, очень дорого», – произнесла бабуся, но тем не менее положила колбасу в корзинку, которую держала в руке. Потом я видела ее подходящей к полкам с разными продуктами. Она что-то выбирала, разговаривая с другими покупателями...
ФОТО pixabay
И вдруг вновь подошла ко мне. Сказала, что как раз сегодня ей исполнилось 85 лет, а дома нет никаких продуктов и пенсия закончилась. Так, может быть, я сделаю ей небольшой подарок и заплачу за ее покупки?
Как мне не жалко было бабушку, в просьбе ей отказала: не было при себе достаточно денег. Никак не отреагировав, она пошла дальше по торговому залу. И вскоре оказалась у кассы. Ее покупки, видимо, оплатил стоящий там молодой мужчина. Чтобы в этом удостовериться, подошла к тому же кассиру. Услышав мой вопрос, она рассмеялась. Оказывается, старушку здесь уже заприметили. Под предлогом своего «юбилея» или еще под каким другим она совершает покупки за чужой счет. С просьбой подходит чаще всего к молодым мужчинам и женщинам.
– Почему вы их не предупреждаете? – спросила я.
– Зачем мне это надо? Нам все равно, кто заплатил, – ответила кассир, явно недовольная моим вопросом.
Возможно, благообразная старушка промышляет и в других торговых точках. Так кто она? Действительно голодный человек, который изобрел свой способ вот так просить помощи, а не стоять на улице с протянутой рукой? Или мелкая мошенница (хотя этим словом мне совсем не хочется называть пожилого человека)?
Сразу отличить мошенника от нуждающегося в помощи действительно бывает сложно, говорят сотрудники «Ночлежки», много лет поддерживающие тех, кому действительно трудно. По-настоящему бедные люди стесняются просить у посторонних или что-то выдумывать, чтобы поправить свое положение. Они просто приходят поесть к ночному автобусу, интересуясь заодно возможностями получить социальную и правовую поддержку.
Искусство побираться меняется вместе с общественной ситуацией. Исчезли сотни попрошаек с детишками на руках – примета конца прошлого века. Во многом потому, что работают благотворительные фонды, помогающие больным детям, и их деятельность широко известна. Очень мало стало просящих на паперти, хотя это и оправданно – у милостыни не только материальный, но и молитвенный характер. В былые времена, подавая сидящим у храмов, их просили помолиться за здоровье больного или упокоение почившего. Сейчас это ушло, но просящим подают, когда приходят поминать усопших.
Стало меньше и профессиональных нищих – рабов мафии. Очевидно, потрудилась полиция, в том числе транспортная, если судить по почти полному отсутствию побирающихся в метро. Но появились другие. Не раз замечала сидящих у аптек людей, которые просят подать им на лекарство «от вируса». Или тех, кто из-за пандемии якобы до сих пор не может вернуться к себе домой. Заметила, что некоторые просят милостыню «на авось». Стоит, опираясь на трость и с кружкой в руке, опрятно одетый пожилой мужчина. Листка в руке не держит, ничего не говорит. Все идут мимо, спешат...
Так подавать или не подавать? Помогать нужно. Но лучше все-таки сознавать, кому именно пригодится ваша поддержка. Одинокому пожилому человеку, который живет в вашем доме или просто вам знаком и действительно нуждается. Той же «Ночлежке» или храмам, где работают службы милосердия, или благотворительным фондам вроде «Долго и счастливо», который был создан несколько лет назад для оказания помощи именно пожилым людям.
Кстати, ту старушку я больше в своем магазине не видела. «Раскусили» ее или «работает» по другим адресам?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6822) от 08.12.2020 под заголовком «Искусство побираться».
Комментарии