2Vtzqv4Hz9U

Интернет на ощупь. Как незрячие петербуржцы осваивают программирование

Это классический пример того, как из лимона сделали лимонад, а из препятствия - трамплин. Незрячие петербуржцы осваивают на онлайн-платформе английский и программирование, а началось все с разочарования при регистрации на портале госуслуг.

Интернет на ощупь. Как незрячие петербуржцы осваивают программирование | ФОТО предоставлено ВОС

ФОТО предоставлено ВОС

Где эта кнопка?

Мир обустроен под зрячих. Председатель регионального отделения Всероссийского общества слепых, ВОС, Алексей Колосов, посмеиваясь, приводит пример. Вот он любит шахматы; знаете, как на роликах в «Ютьюбе» проходит разбор партий? Никаких тебе «Е2 — Е4», Колосов слышит только: «Передвинем эту фигуру на это поле». Какую фигуру? На какое поле?!

По госпрограмме «Информационное общество» к 2020 году 85% населения должны уверенно пользоваться электронными госуслугами. Ответственные лица стараются, для слепых и слабовидящих создали версию портала госуслуг: туда переходят, кликнув на специальную кнопку на экране. И незрячие умаялись эту кнопку искать.

Многофункциональные центры, МФЦ, тоже стараются. Если у посетителя проблемы с передвижением, сотрудник встретит у входа, проводит к нужному окну. Но, поскольку клиент не видит, информацию из его документов ему зачитают вслух: паспортные сведения, налоги, штрафы и прочую вообще-то конфиденциальную информацию.

Петербургская библиотека для слепых и слабовидящих провела опрос: действительно ли МФЦ и госуслуги доступны незрячим.

- Я не понимала, для чего нужны МФЦ, - констатирует Нина Балан, председатель одного из подразделений ВОС. - Пришла раз - отфутболили, второй - опять. Пришла в третий, села, выложила документы, жду, когда со мной заговорят. Тишина. Вдруг голос: «Ну так и будем молчать?». Я же не вижу, что сотрудница готова начать общение.

- А нам ведь, пожалуй, такого рода услуги особенно нужны: написать заявку на средство реабилитации, из дома заполнить разные документы, - комментирует Сания Батталова. В библиотеке она заведует информационными технологиями, говорит «нам», хотя зрячая. Это не только из солидарности с посетителями. Для видящих электронные услуги тоже оказались не так чтобы понятны: «Моя первая попытка зарегистрироваться на портале госуслуг закончилась абсолютным фиаско».

В региональном ВОС устроили встречу с руководством МФЦ (те откликнулись сразу) и портала госуслуг. Стороны сошлись на взаимовыгодном сотрудничестве: специалисты объясняют принципы работы многофункциональных центров и портала, а незрячие подсказывают, что именно «недоступно»: говорят, сейчас программисты портала госуслуг иногда во время работы надевают повязку на глаза - чтобы понимать «особенности потребителя».

На английском, Java и канцелярском

Дальше ВОС и библиотека решили выяснить: а вообще хотели бы люди получать дополнительное образование на онлайн-курсах? Пользуются ли компьютером? («Мир меняется, и зрячий-то не найдет работу, если будет игнорировать перемены», - комментируют в библиотеке.)

Ответы показали: учиться хотят. Среди предпочтений - английский, информационные технологии, юриспруденция, психология, медицина. Онлайн заниматься готовы; большинство пользуются компьютерами более-менее уверенно.

Так в 2018 году зародился проект «Доступное онлайн-образование для людей с нарушением зрения». Выиграли президентский грант и разработали адаптированную под потребности незрячих и слабовидящих образовательную платформу - она в открытом доступе: http://blind-study.ru/.

Региональное ВОС работало над проектом вместе с библиотекой для слепых, консультировались в РГПУ имени Герцена, опирались и на зарубежный опыт.

Сейчас на образовательном ресурсе четыре курса. Два из них уникальны - таких нет, кажется, ни в какой образовательной программе. Первый - как пользоваться госуслугами в МФЦ; второй - как их получать непосредственно на портале госуслуг. Курсы разработали сами сотрудники МФЦ и Информационно-аналитического центра СПб. Все учебные материалы и в текстовом формате (со специальной разметкой) и в аудио - так что полезно будет и тем зрячим, кто информацию лучше на слух воспринимает.

Оба курса длятся по три недели. С мая по июль прошли обучение более 40 человек, успешно окончили более 20 человек. Это впечатляет: по мировой статистике, в онлайн-курсах до конца доходят процентов десять записавшихся. Учеба состояла из самостоятельных онлайн-занятий и встреч с преподавателями раз в неделю. Нина Балан «испытала на себе» оба курса:

- Начинали с терминологии. Когда объяснено, что к чему, канцелярский язык уже не кажется таким тошнотворным. Я уже понимаю, за что конкретно отвечает каждая ветвь власти, куда и по каким вопросам обращаться.

Оба экзамена Нина Балан сдала на максимальные 100 баллов. Осваиваясь в электронных госуслугах, попутно выяснила, что за ней долг по налогам. «А я не знала! Не получила уведомление о налогах и только на портале госуслуг обнаружила, что уже пени капают».

Другие два курса более привычны: основы программирования на языке Java и базовый английский. Разработать курс по Java взялся молодой программист Виталий Кустов, зрячий, он уже учил основам IT незрячих (бесплатно причем), то есть специфику понимал. Курс по английскому написала Наталья Шанявская: незрячая, у нее уже был блестящий опыт - подготовила группу слепых и слабовидящих к экзаменам на кембриджский сертификат.

На английский и программирование записывали только по пять человек, чтобы «почти индивидуально» получалось. Ученики - от старшеклассников до пенсионеров, и слепые, и слабовидящие.

Эти курсы уже по семь недель. Из десяти человек до конца дошли трое на одном курсе, четверо на другом.

У библиотеки для слепых и регионального ВОС нет лицензии на образовательную деятельность. «Мы не профессиональное образование, мы самообразование», - поясняют авторы проекта. Задача - создать среду и показать преподавателям, разработчикам и администраторам уже существующих образовательных платформ, что онлайн-курс можно адаптировать под потребности людей с проблемами зрения. То есть вузы, которые сейчас выкладывают свои курсы на платформу «Открытое образование», могут адаптировать их и для слепых и слабовидящих. И тем самым расширить свою заочную студенческую аудиторию.

Помогите обходиться без помощи

В метро, как известно, появилась услуга сопровождения. Недавний случай: незрячий хотел спуститься в подземку (вполне ориентировался, месяцами осваивал маршрут), но сотрудники метрополитена попросили его подождать: «Сейчас вызовем сопровождающего». — «Да я знаю, куда идти». - «Нет, здесь опасный объект, подождите». Тридцать минут ждал, потому как услугу надо заказывать заранее. При этом в метрополитене вообще-то продумана система, чтобы слепой мог ориентироваться самостоятельно: речевые радиоинформаторы, тактильные линии.

Этот случай глава регионального ВОС приводит как метафору. Люди стараются помочь - а не всегда ловко получается.

Вроде бы прописаны ГОСТы к оформлению сайтов, чтобы они были доступны и слепым, и слабовидящим. Но у главного поисковика России половина не читаема, говорит Колосов. В крупнейшей российской соцсети то же самое. Мобильные приложения вызова такси практически недоступны для незрячего.

- Ситуация, конечно, меняется, но пока очень медленно, - констатирует Колосов.

Кстати, платформу blind-study.ru задумали так, чтобы на образовательном маршруте можно было обходиться самому, «без сопровождающего».

#незрячие #инвалиды #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6502) от 14.08.2019 под заголовком «За госуслугами на ощупь».


Комментарии