Интернет на ощупь. Как незрячие петербуржцы осваивают программирование
Это классический пример того, как из лимона сделали лимонад, а из препятствия - трамплин. Незрячие петербуржцы осваивают на онлайн-платформе английский и программирование, а началось все с разочарования при регистрации на портале госуслуг.
ФОТО предоставлено ВОС
Где эта кнопка?
Мир обустроен под зрячих. Председатель регионального отделения Всероссийского общества слепых, ВОС, Алексей Колосов, посмеиваясь, приводит пример. Вот он любит шахматы; знаете, как на роликах в «Ютьюбе» проходит разбор партий? Никаких тебе «Е2 — Е4», Колосов слышит только: «Передвинем эту фигуру на это поле». Какую фигуру? На какое поле?!
По госпрограмме «Информационное общество» к 2020 году 85% населения должны уверенно пользоваться электронными госуслугами. Ответственные лица стараются, для слепых и слабовидящих создали версию портала госуслуг: туда переходят, кликнув на специальную кнопку на экране. И незрячие умаялись эту кнопку искать.
Многофункциональные центры, МФЦ, тоже стараются. Если у посетителя проблемы с передвижением, сотрудник встретит у входа, проводит к нужному окну. Но, поскольку клиент не видит, информацию из его документов ему зачитают вслух: паспортные сведения, налоги, штрафы и прочую вообще-то конфиденциальную информацию.
Петербургская библиотека для слепых и слабовидящих провела опрос: действительно ли МФЦ и госуслуги доступны незрячим.
- Я не понимала, для чего нужны МФЦ, - констатирует Нина Балан, председатель одного из подразделений ВОС. - Пришла раз - отфутболили, второй - опять. Пришла в третий, села, выложила документы, жду, когда со мной заговорят. Тишина. Вдруг голос: «Ну так и будем молчать?». Я же не вижу, что сотрудница готова начать общение.
- А нам ведь, пожалуй, такого рода услуги особенно нужны: написать заявку на средство реабилитации, из дома заполнить разные документы, - комментирует Сания Батталова. В библиотеке она заведует информационными технологиями, говорит «нам», хотя зрячая. Это не только из солидарности с посетителями. Для видящих электронные услуги тоже оказались не так чтобы понятны: «Моя первая попытка зарегистрироваться на портале госуслуг закончилась абсолютным фиаско».
В региональном ВОС устроили встречу с руководством МФЦ (те откликнулись сразу) и портала госуслуг. Стороны сошлись на взаимовыгодном сотрудничестве: специалисты объясняют принципы работы многофункциональных центров и портала, а незрячие подсказывают, что именно «недоступно»: говорят, сейчас программисты портала госуслуг иногда во время работы надевают повязку на глаза - чтобы понимать «особенности потребителя».
На английском, Java и канцелярском
Дальше ВОС и библиотека решили выяснить: а вообще хотели бы люди получать дополнительное образование на онлайн-курсах? Пользуются ли компьютером? («Мир меняется, и зрячий-то не найдет работу, если будет игнорировать перемены», - комментируют в библиотеке.)
Ответы показали: учиться хотят. Среди предпочтений - английский, информационные технологии, юриспруденция, психология, медицина. Онлайн заниматься готовы; большинство пользуются компьютерами более-менее уверенно.
Так в 2018 году зародился проект «Доступное онлайн-образование для людей с нарушением зрения». Выиграли президентский грант и разработали адаптированную под потребности незрячих и слабовидящих образовательную платформу - она в открытом доступе: http://blind-study.ru/.
Региональное ВОС работало над проектом вместе с библиотекой для слепых, консультировались в РГПУ имени Герцена, опирались и на зарубежный опыт.
Сейчас на образовательном ресурсе четыре курса. Два из них уникальны - таких нет, кажется, ни в какой образовательной программе. Первый - как пользоваться госуслугами в МФЦ; второй - как их получать непосредственно на портале госуслуг. Курсы разработали сами сотрудники МФЦ и Информационно-аналитического центра СПб. Все учебные материалы и в текстовом формате (со специальной разметкой) и в аудио - так что полезно будет и тем зрячим, кто информацию лучше на слух воспринимает.
Оба курса длятся по три недели. С мая по июль прошли обучение более 40 человек, успешно окончили более 20 человек. Это впечатляет: по мировой статистике, в онлайн-курсах до конца доходят процентов десять записавшихся. Учеба состояла из самостоятельных онлайн-занятий и встреч с преподавателями раз в неделю. Нина Балан «испытала на себе» оба курса:
- Начинали с терминологии. Когда объяснено, что к чему, канцелярский язык уже не кажется таким тошнотворным. Я уже понимаю, за что конкретно отвечает каждая ветвь власти, куда и по каким вопросам обращаться.
Оба экзамена Нина Балан сдала на максимальные 100 баллов. Осваиваясь в электронных госуслугах, попутно выяснила, что за ней долг по налогам. «А я не знала! Не получила уведомление о налогах и только на портале госуслуг обнаружила, что уже пени капают».
Другие два курса более привычны: основы программирования на языке Java и базовый английский. Разработать курс по Java взялся молодой программист Виталий Кустов, зрячий, он уже учил основам IT незрячих (бесплатно причем), то есть специфику понимал. Курс по английскому написала Наталья Шанявская: незрячая, у нее уже был блестящий опыт - подготовила группу слепых и слабовидящих к экзаменам на кембриджский сертификат.
На английский и программирование записывали только по пять человек, чтобы «почти индивидуально» получалось. Ученики - от старшеклассников до пенсионеров, и слепые, и слабовидящие.
Эти курсы уже по семь недель. Из десяти человек до конца дошли трое на одном курсе, четверо на другом.
У библиотеки для слепых и регионального ВОС нет лицензии на образовательную деятельность. «Мы не профессиональное образование, мы самообразование», - поясняют авторы проекта. Задача - создать среду и показать преподавателям, разработчикам и администраторам уже существующих образовательных платформ, что онлайн-курс можно адаптировать под потребности людей с проблемами зрения. То есть вузы, которые сейчас выкладывают свои курсы на платформу «Открытое образование», могут адаптировать их и для слепых и слабовидящих. И тем самым расширить свою заочную студенческую аудиторию.
Помогите обходиться без помощи
В метро, как известно, появилась услуга сопровождения. Недавний случай: незрячий хотел спуститься в подземку (вполне ориентировался, месяцами осваивал маршрут), но сотрудники метрополитена попросили его подождать: «Сейчас вызовем сопровождающего». — «Да я знаю, куда идти». - «Нет, здесь опасный объект, подождите». Тридцать минут ждал, потому как услугу надо заказывать заранее. При этом в метрополитене вообще-то продумана система, чтобы слепой мог ориентироваться самостоятельно: речевые радиоинформаторы, тактильные линии.
Этот случай глава регионального ВОС приводит как метафору. Люди стараются помочь - а не всегда ловко получается.
Вроде бы прописаны ГОСТы к оформлению сайтов, чтобы они были доступны и слепым, и слабовидящим. Но у главного поисковика России половина не читаема, говорит Колосов. В крупнейшей российской соцсети то же самое. Мобильные приложения вызова такси практически недоступны для незрячего.
- Ситуация, конечно, меняется, но пока очень медленно, - констатирует Колосов.
Кстати, платформу blind-study.ru задумали так, чтобы на образовательном маршруте можно было обходиться самому, «без сопровождающего».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6502) от 14.08.2019 под заголовком «За госуслугами на ощупь».
Комментарии