И в придачу H₂O

«Водородный» трамвай - обтекаемой формы конструкцию, похожую на подводный корабль, - можно было увидеть на одном из стендов Smart Transport-2017, прошедшего в Петербурге международного форума пассажирского транспорта. За рубежом такой экологически чистый транспорт уже используют. В России же ближе всех к его созданию подошли петербуржцы, предложив свое видение конструктивных особенностей этого средства передвижения.

И в придачу H₂O | Иллюстрация isabell/shutterstock.com

Иллюстрация isabell/shutterstock.com

Полтора года назад на такой же транспортной выставке был представлен опытный образец первой отечественной водородно-воздушной батареи топливных элементов, появившейся в Петербурге. Ее разработчик, Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии (филиал ЦНИИ СЭТ Крыловского государственного научного центра), и «Горэлектротранс», решивший разместить такую установку на трамвае, заключили тогда соглашение о совместной работе.

Когда крыловцы трудились над устройством, превращающим химическую энергию топлива в электрическую, они думали не о городском транспорте, а о судах. Правда, испытать там батарею не удалось: финансирование проекта в рамках одной из госпрограмм завершилось. Но водородная энергетика тем и хороша, что применима не только в судостроении. Подобные энергомодули можно использовать в горнодобывающих машинах, на газотранспортной системе, а также для генерации тепла и электроэнергии в заполярных поселках.

«Преимущества такого транспорта очевидны, - говорит Сергей Китаев, советник директора «Горэлектротранса». - Не нужно прокладывать контактные сети и подавать туда напряжение, строить тяговые подстанции каждая стоимостью 100 миллионов рублей и ставить опоры. Нет нужды поддерживать все это в рабочем состоянии, расходуя средства: экономия колоссальная».

А что же, кроме рельсов, требуется? Только батарея твердополимерных топливных элементов (БТЭ-50В). Вырабатываемая ею энергия вдвое дешевле получаемой из контактной сети, а эффективность использования топлива в ней с учетом выделяемого тепла, которое можно пустить на обогрев салона, доходит до 90% (в дизель-генераторной она не больше 15 - 20%). И никаких вредных выбросов в атмосферу.

Идея проста. На заправочной станции, установленной в депо или на конечной остановке, будет действовать небольшое устройство, создающее из двух компонентов - воды и природного газа - водород путем так называемого парового риформинга углеводородов. Заправившись им, трамвай продолжит движение. Каким образом?

«В батареях топливных элементов, как в обычном аккумуляторе, происходит электрохимическая реакция, при которой химическая энергия топлива (водорода) и окислителя (кислорода воздуха) преобразуется в электроэнергию и тепло, - рассказывает Михаил Касаткин, начальник отдела главного конструктора направления водородной энергетики ЦНИИ СЭТ. - Продуктом этой реакции становится «аш два о», то есть вода, которая повторно используется для получения водорода: образуется замкнутый цикл».

Когда же новинка появится на улицах города? Когда удастся найти стратегического инвестора. До сего времени все участники вели работу без денег, на голом энтузиазме. Но вот на конференции городов - партнеров России и Германии, состоявшейся летом в Краснодаре, проект привлек внимание представителей немецкой стороны, и возникла надежда, что он получит поддержку правительства РФ. Если же финансирование открыть прямо сейчас, года через три в Петербурге появится опытный образец «чуда на рельсах», убеждены специалисты «Горэлектротранса».

По их мнению, это будет низкопольный трехсекционный трамвай длиной 28 метров, способный перевозить до 180 человек со скоростью 75 км в час. Использовать его уместно в новых застраиваемых районах (достаточно проложить рельсы) и на линиях, которые свяжут окраины мегаполиса с быстрорастущими жилыми зонами Ленобласти.

По сравнению с обычным трамваем водородный будет стоить примерно на четверть дороже. В том числе потому, что одни материалы, используемые в батарее, производят сегодня только за рубежом, а другие (скажем, платина) сами по себе дорогие. Однако учитывая срок его службы, около 35 лет, и отсутствие дорогостоящей инфраструктуры (контактной сети и тяговых подстанций) проект может оказаться рентабельным, полагает Сергей Китаев.

Читайте также по теме ранее:

#Smart Transport-2017 #транспорт #водород

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...