Грифон желания. Какие места в Петербурге считаются счастливыми?
И в XXI космическом веке люди все еще верят: загадав желание в каком-то месте, можно надеяться на его исполнение. А еще лучше - живьем прикоснуться к чему-то, что способствует успеху.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В Петербурге как минимум 2 - 3 десятка мест, которые горожане и гости северной столицы считают способными приносить удачу. Причем среди них есть объекты, затертые желаниями в буквальном смысле: те или иные части бронзовых скульптур просто сияют от усердия просящих.
Сегодня особенно популярны в этом отношении бронзовые крылатые грифоны, размещенные по обеим сторонам обрамленного гранитом спуска к воде напротив Академии художеств.
Если вы бываете на этой набережной, то наверняка видели, как туристы гладят грифонов. И даже что-то шепчут им на ухо. Один из гостей города, с которым я разговорился после того, как он долго ходил вокруг скульптуры, сказал: «Вы просто не знаете, какими возможностями обладает это существо». И поведал, что «если гладить грифона по голове и смотреть ему прямо в глаза, сбудется любое желание». А еще ему можно гладить лапу («к спокойствию и удаче в доме»), крыло («поможет в построении карьеры») или, просунув руку в пасть, взяться за зуб - тогда грифон исполняет просьбы относительно успешной женитьбы. Правда, еще более тонкие знатоки уверяют: для надежности в исполнении желаний приходить на встречу с грифонами у Академии художеств надо в полночь, а для установления контакта с мифическими существами стоит не только потереть заветное место, но и прошептать грифону желание на ухо...
Таких мест в Петербурге множество. Одним из самых любимых туристами и по-настоящему «затертых» до золотого блеска остается, к примеру, верблюд, примостившийся у ног путешественника Николая Пржевальского в Александровском саду рядом с Адмиралтейством. Поскольку он легко доступен, ему не только натирают нос, шею, горбы и хвост, но даже норовят усесться верхом на бронзовое животное.
Да и другие бронзовые памятники, находящиеся в часто посещаемых туристами местах, блестят теми или иными частями. Так, Петру Первому работы Михаила Шемякина в Петропавловской крепости гости нещадно трут тонкие паучьи пальцы. Остапу Бендеру на Итальянской улице - нос. Фотографу на Малой Садовой - мизинец и язык сидящей у его ног собачки. А фонарщику на Одесской улице - ноги.
У традиции, появившейся в 1990-е, всегда есть какое-то, пусть и не совсем внятное, объяснение. В частности, фонарщику трут ноги, надеясь на то, что у натирающего вырастут... доходы. Причем если тереть его правый сапог - увеличится официальная зарплата, а если левый - возрастут и «левые» прибыли. «Сцепление» с Фотографом мизинцами в свою очередь должно обеспечить процветание бизнеса. А бравому солдату Швейку на Балканской площади трут не только нос, но и находящуюся за его спиной кружку. «Чтобы никогда не пустела», - поясняют любители выпить и закусить.
Впрочем, есть в Петербурге и целые архитектурные комплексы, способные, по легенде, влиять на судьбы людей. Одно из них - знаменитое Семимостье на пересечении каналов (Крюкова и Грибоедова). Говорят, что если вам удастся одновременно увидеть все 7 мостов, расположенных здесь, удача вас никогда не оставит. И лучше делать это седьмого числа в семь часов утра...
Читайте также о том, что Петербург рассчитывает стать «киношной» достопримечательностью.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6450) от 31.05.2019 под заголовком «Грифон желания».
Комментарии