Градсовет обсудил проекты в историческом центре Петербурга

Разнообразная повестка дня Градостроительного совета Петербурга с тремя вопросами (и все про исторический центр) обещала бурные дискуссии. Не сложилось: похвал было больше, чем критики. Хотя было о чем поспорить.

Градсовет обсудил проекты в историческом центре Петербурга | Эскизный проект дома на 20-й линии, 19. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Эскизный проект дома на 20-й линии, 19. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Начали с масштабного: большая международная команда - «Архитектурное бюро А.Лен», KCAP+ORANGE Architects (Нидерланды), «ЛенНИИпроект», «СМУ-19» представили эскиз проекта планировки территории (ППТ) бывшей железнодорожной станции «Ленинград-товарный - Витебский», расположенной южнее Тосиной улицы. На этом месте планируется строительство жилого комплекса «Лиговский Сити».

Как сообщил Сергей Орешкин, руководитель бюро «А.Лен», на 20 гектарах построят 241 тысячу кв. метров жилья в домах высотой 4 - 16 этажей для 8,6 тысячи жителей. Предусмотрены школа и четыре детских сада.

Авторы эскиза попытались сохранить память места. Начиная с 1970-х годов и до недавнего времени на товарной станции разгружали контейнеры. Поэтому застройка будет иметь линейную структуру: все здания размещаются на месте платформ, а пути, которые частично сохраняются, становятся зелеными бульварами между домами. Здания напоминают поставленные друг на друга контейнеры. Разнообразие силуэтов архитекторы обещают достигать за счет отступов первых этажей от бульваров, уменьшения объемов на верхних этажах, пристроек до 4-х этажей и т. д. Самые высокие дома (до 50 метров) располагаются в южной части территории. Лицом жилого квартала должна стать площадь на углу Лиговского проспекта и Тосиной улицы. Здесь расположен объект культурного наследия - одноэтажное «Здание товарной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Орешкин заметил, что задача его использования требует отдельного проектирования. Подскажем идею: там можно расположить небольшой музей, в котором рассказать жителям (не всегда петербуржцам) об истории здания с таким сложным названием и всей округи.

Членам градсовета понравилась идея эскиза, но несколько экспертов предсказывают, что утверждать ППТ будет непросто: не хватает зелени, часть ее придется отдать пожарным проездам, в генплане Петербурга иначе, чем в эскизе, выглядит развитие улично-дорожной сети, линейность застройки не предполагает закрытых, следовательно, более безопасных дворов...

От квартала градсовет перешел к отдельному многоквартирному дому. Бюро Евгения Герасимова показало эскизный проект дома № 19 по 20-й линии Васильевского острова. На этом месте сейчас находится здание бывшего хлебозавода Василеостровского района, перестроенное после 1917 года из манежа Финляндского полка. Какую дату считать временем постройки - 1854-й или 1938-й - сейчас решает суд. От его вердикта зависит, можно ли строить на этом месте другое здание.

Этот вопрос градсовет не обсуждал, что можно было предполагать. Неожиданным стала вялая (несмотря на подбадривание Владимира Григорьева, главного архитектора Петербурга) дискуссия об облике здания. Оно разделено на пять секций. На угол Большого проспекта и 20-й линии выходит постройка высотой 17,5 метра, дальше по 20-й линии четыре секции с разными фасадами имеют высоту 32,5 метра. Уместно ли дробить фасад, даже притом что его длина почти 100 метров? Можно ли возводить в этом месте массивный 9-этажный дом, который станет доминантой вместо изящного кирпичного здания пожарной части, расположенной на Большом проспекте? Эти вопросы остались без ответа.

Эскизный проект реконструкции фонтана на площади у РНБ (Московский проспект, дом 165) начали рассматривать, но потом решили отложить. Автора проекта Александра Мельниченко похвалили за желание убрать парковки с площади перед библиотекой. Но, чтобы доказать, что его фонтан лучше существующего, хорошо было бы показать проектные чертежи фонтана Владимира Щербина, автора комплекса РНБ. Судя по отдельным репликам, члены градсовета скептически относятся к идее создания сложного многоструйного объекта, который не гармонирует со строгим библиотечным фасадом.

#Градсовет #архитектура #обсуждение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6712) от 06.07.2020 под заголовком «И на рельсах будут яблони цвести».


Комментарии