Градозащитники выступили за создание музея на Охтинском мысе
«Создать историко-археологический музей-заповедник на Охтинском мысе» – с таким обращением к властям всех уровней выступили участники I Петербургского градозащитного форума. В тексте также говорится о необходимости вернуться к обсуждению темы культурной ценности Охтинского мыса с привлечением широкого круга историков и археологов.
ФОТО pixabay
Миссия Петербурга
Эта тема была главной, но далеко не единственной на четырехдневном форуме, участники которого – несколько десятков движений – обсуждали самые острые проблемы сохранения исторического наследия. «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывают о самом интересном.
Форум начался выступлением кинорежиссера Александра Сокурова. Он назвал три проблемы, которые, на его взгляд, требуют особого внимания. Это неразвитость общественных пространств: создание автомобильных трасс на набережных и застройка в тех местах, где нужны скверы. Необходимо остановить планы намыва северной части морского фасада, как потенциальной угрозы экологии города и Финского залива. Наконец, актуальной остается борьба за сохранение исторической застройки. В том числе создание алгоритма консервации зданий. Сокуров посетовал, что на его практике только губернатор Валентина Матвиенко напрямую общалась с градозащитниками. А сегодня диалога на уровне руководства города не получается.
По его словам, необходимо ликвидировать «щели» в законодательстве, которые позволяют производить сносы и переделки исторических зданий. Градозащитному движению нужны молодые юристы, которые держат «всю картину законов» и понимают, какие изменения сейчас требуются. Кинорежиссер выступил за принятие федерального закона о гуманитарной миссии Петербурга, подчеркнув, что гуманитарная ответственность общества должна возрастать вне зависимости от состояния экономики.
Модернизм – под охрану
Важным блоком на форуме стала советская архитектура. Историк Александр Кречмер напомнил, что еще 20 лет назад эксперты призывали взять под охрану Финляндский вокзал – первый образец ленинградского модернизма, СКК, Морской вокзал, гостиницу «Прибалтийская», ансамбль площади Победы. Не стали памятниками ТЮЗ и здание Ленинградского телевидения. При этом процедура присвоения зданию статуса выявленного объекта культурного наследия остается непрозрачной.
Исследователь Алина Заляева рассказала о борьбе за промышленную архитектуру. Это часть нашего духовного наследия. Для общества, строившего коммунизм, это были важные здания. Сейчас ничего не мешает снести образцы конструктивизма – фильтроотстойное отделение Главной водопроводной станции (восемь круглых башен), школу ФЗУ «Ленэнерго», Лиговские бани.
Ника Артемьева, активист и блогер, дополнила этот список домами «Леннаучфильма» (Мельничная улица, 4). В начале XIX века там находился Императорский стекольный завод. По информации Артемьевой, два флигеля построены до 1821 года. Однако при недавней продаже зданий датой строительства значился 1960-й.
Андрей Трошков, представитель движения «Двери с помоек», говорил о необходимости создать базу данных по сохранившимся деревянным дверям и окнам в исторических зданиях. Привлекая экспертов, как это делается с витражами. Активист подчеркнул, что утраченное будет сложно воссоздать даже при желании: архивные чертежи зачастую не содержат достаточной информации об этих элементах. Один из жителей дома Колобовых, например, намерен отреставрировать дверь в парадном, но сведений не хватает.
Пустырь с биографией
Большой интерес вызвали два выступления о проблемах общественных пространств. Ольга Мнишко, лидер движения «Общественный сад», рассказала о едва ли не самом знаменитом пустыре в центре Петербурга – на углу Сытнинской и Кронверкской улиц. До войны там находились два деревянных здания – кирха Св. Марии и школа (1874, архитектор Виктор Шретер) и два кирпичных доходных дома. В блокаду «дерево» разобрали на дрова. Доходные дома дожили до 2014 года, когда были снесены по причине аварийности. К тому моменту земля под ними уже находилась в частной собственности.
Прежде чем начать строительство новых коммерческих объектов, были проведены раскопки и обнаружены останки 255 человек. Археологи датировали находку 1704 – 1710 годами, место было названо «захоронением первостроителей Петербурга». История получила тогда громкий резонанс. Но нет документов, что там находилось официальное кладбище. По источникам, после изучения останков их захоронили в другом месте.
У собственника участка возникли какие-то другие проблемы, строить он не начинал, и возник пустырь. «Общественный сад» даже своим названием показывает, как это место надо преобразовать, хотя в генплане Петербурга это зона деловой застройки. Но не факт, что таковой и останется.
Илья Кулешов из группы «Заросли» показал эскиз парка на набережной Макарова между истоком Смоленки и мостом Бетанкура. По генплану, там автотрасса, но ряд специалистов по транспорту утверждают, что она не спасет от пробок. Альтернативой станет парк с пляжем, который и сейчас стихийно существует. По мнению Кулешова, появление парка во многом зависит от активности жителей близлежащих новых кварталов.
Снова о дереве
Деревянная архитектура заняла на форуме больше всего времени – обзорные выступления, сообщения, лекции, автобусная экскурсия. Известно, что половина из почти трехсот зданий-памятников находятся в частной собственности. По мнению Михаила Мильчика, известного специалиста «по дереву», необходимо создать юридический механизм финансового участия государства в спасении этих памятников. Иначе многие погибнут.
Елена Травина, историк, координатор движения «Старые дачи», рассказала о парадоксальной ситуации с виллой «Айнола», которая находится в госсобственности. Муниципалы выступают за создание там музея дачной жизни начала ХХ века. Власти Курортного района – против.
На автобусной экскурсии в Пушкин Галина Груздева из ВООПИиК показала несколько тревожных адресов. Среди них – дом Олениных, дом Фридерици, дома # 27 и 29 по Московскому шоссе.
Необычным был финал форума. Дмитрий Мантуров, василеостровский активист, рассказал, как можно защищать особняк Бремме (12-я линия, 41) – редкий деревянный памятник. В блокаду там находилась «Витаминная аптека», спасавшая жизни голодавших ленинградцев. В январские дни 2021 года активисты установили на соседнем заборе фотографии своих родных-блокадников. Теперь здание, которому еще недавно грозил снос, стало предметом внимания общественности.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (6937) от 03.06.2021 под заголовком «Фото родных на заборе».
Комментарии