Готовятся к проектам: петербургские предприятия объединяются для развития Арктики
Проектов, которые предприятия Петербурга, объединившись, реализуют для северян, скоро наверняка станет больше. Производители намерены ускорить эту работу и браться за более масштабные начинания, требующие кооперации в рамках научно-производственного арктического кластера.

ФОТО Andrew Tang on Unsplash
Они рассчитывают привлечь к таким проектам дополнительное финансирование. А сделать это позволит, по их мнению, перезагрузка кластера, начавшаяся после того, как «арктические» полномочия передали городскому комитету по внешним связям.
Конечно, часть продукции, предназначенной для арктических регионов, ее разработчики могут производить самостоятельно. Но этот перечень не очень большой. А делать в одиночку сложное оборудование, инновационные средства навигации и связи или новые модели вездеходов, да еще в довольно сжатые сроки, как правило, невозможно.
Убедившись в этом на собственном опыте, несколько предприятий города на Неве пять лет назад решили объединиться при содействии Смольного и выполнять такие проекты общими усилиями. Так в Петербурге появился новый кластер, куда вошли промышленные корпорации и заводы, продукция которых способна заинтересовать северян. Подтянулись к нему также некоторые вузы Северной столицы, научные организации и конструкторские бюро.

Не сказать, что арктический кластер шагнул за эти годы далеко вперед, но его бодрая поступь заметна. Он заявил о себе на федеральном уровне, что немало, новинки пионеров таких начинаний вписались в крупные выставки. Потенциал кластера оценили многие компании, работающие в Арктике, из числа потенциальных заказчиков. Ну а сегодня эта структура объединяет 38 предприятий и организаций, которые осуществляют 16 проектов. Одни из них связаны с обеспечением судоходной безопасности в арктических морях. Другие направлены на создание новых автоматизированных систем и радиолокационных станций (РЛС), приспособленных для экстремальных условий Крайнего Севера. Третьи позволят поднять на более высокий уровень мониторинг ледовой обстановки. Участники кластера охватывают и другие направления деятельности, стараясь использовать для реализации проектов дополнительные источники финансирования.
Насколько это им удавалось? Если судить по выступлениям, прозвучавшим на прошедшем недавно собрании участников кластера (первом после его перехода «под крыло» комитета по внешним связям), не все тут было безоблачно. А возможности такие имеются: городская власть и федеральный центр предлагают немало мер поддержки, полагает Алексей Яковлев, заместитель комитета по промышленной политике.
Так, в Петербурге действует программа, по которой заводы получают субсидии, компенсируя затраты по использованию взятого в лизинг оборудования. Город помогает производителям демонстрировать свои новинки на международных выставках, проводимых в России и за ее пределами. Выделяются средства на переподготовку кадров. А предприятия, имеющие отношение к оборонно-промышленному комплексу, вправе рассчитывать на компенсацию аренды жилья для специалистов, приехавших из других городов.
Действенные меры господдержки предлагает и Минпромторг РФ. Причем их можно расширить, если участники петербургской «арктической» кооперации создадут еще и промышленный кластер, прозвучало на встрече.
Для обретения объединением такого статуса необходимо, чтобы в такой кластер входило не менее пяти предприятий, поставляющих друг другу материалы или комплектующие. И чтобы они выполняли не менее трех инновационных проектов, связанных с импортозамещением. А Технопарк Санкт-Петербурга, обеспечивающий научно-техническое сопровождение подобных проектов, со своей стороны готов посодействовать в создании промышленного кластера.
Поскольку его работа будет востребована, а без льгот и субсидий изготовить продукцию, которую ждут северяне, достаточно сложно, резон в этом есть. Государство в этом случае, направив субсидию, поможет приобрести опытную партию готовых изделий тем, кто в них нуждается. А производителям — получить льготный кредит (под 9,3 % годовых) на ниокровские работы и закупку оборудования, рассказал Олег Якимов, гендиректор петербургского Технопарка.
Но это не все, добавил специалист. Если предприятия станут работать в рамках специального инвестиционного контракта (соглашения между инвестором и государством), то смогут надеяться на снижение страховых взносов до 7,3 %, что весьма ощутимо при крупных инвестициях.
Предусмотрены также послабления со стороны налоговых органов, проводящих камеральные проверки. А если разработчикам потребуется применить метод обратного инжиниринга (то есть получения рабочей документации на изделие после изучения его готового образца), то на эти цели они смогут получить грант Агентства технологического развития. Подобные гранты другой федеральный институт развития направляет на разработку гражданских беспилотных авиационных систем.
Словом, участникам кластера, как выяснилось, доступны инструменты поддержки, помогающие резидентам Технопарка встать на ноги и осуществлять свои задумки, о чем некоторые не ведали. Хотя при реализации любого крупного проекта требуется решить две задачи: финансирование и кадры. И справиться со второй, пожалуй, проще (взаимодействуя с вузами), чем привлечь субсидии, отметил Андрей Бабушкин, представитель концерна, входящего в арктический кластер.
Стать участником комплексных государственных программ освоения Арктики, предусматривающих серьезную поддержку, не так просто. Но при активном содействии Смольного и это возможно, уверен Виктор Толоконников, руководитель другой организации, состоящей в том же кластере. А чтобы в министерствах и ведомствах представлять действительно крупные, перспективные проекты такого рода, рассматривать их должен экспертный совет кластера.
Инициативу по его созданию поддержал на этой встрече член городского правительства Евгений Григорьев, возглавляющий комитет по внешним связям. Многие темы, которые там обсуждались, вошли в повестку очередного ежегодного форума «Арктика — регионы» (он пройдет нынешним летом в Архангельске), в работе которого примут участие петербуржцы.
Читайте также:
Нужно стальное «сердце»: в Петербурге и Ленобласти начнут выпускать двигатели для крупных судов
Специалисты ОСК продемонстрировали свои достижения в сфере цифровой трансформации отрасли
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7928) от 17.06.2025 под заголовком «Арктическая кооперация».
Комментарии