Город в реальном доступе: цифровизация делает жизнь гораздо комфортнее

Допустим, вам надо устроить ребенка в школу. В первый класс. Конечно, хотите поискать школу получше. Ну, скажем, с математическим уклоном. Да, вы знаете, что они есть в вашем районе. Но где имеются свободные места? Казалось бы, задачка на полдня. Еще не так давно вариант решения был один: взять телефонный справочник и обзванивать все окрестные школы. А «в сезон» попробуй туда дозвонись! Потом вместо телефонных справочников появился Интернет. Но обзвона было не избежать. А вот сегодня петербуржцам уже звонить никуда не надо. Всю необходимую информацию можно получить, щелкнув пару раз компьютерной мышкой.

Город в реальном доступе: цифровизация делает жизнь гораздо комфортнее | ФОТО Burst on Unsplash

ФОТО Burst on Unsplash

Вся картина на экране

Система городских сервисов «Цифровой Петербург», как ут­верждают специалисты, явление уникальное не только в масштабах России, но, пожалуй, и всего мира. Первоначально она представляла собой «электронный справочник» — портал Petersburg.ru, содержащий полезные для граждан приложения и сервисы. Систематизированы таковые были по ролевой модели: утром, допустим, человек — родитель детей, днем — бизнесмен или инженер, вечером — покупатель в магазине, в выходные — садовод. Для каждой роли — свой раздел.

Портал этот работает до сих пор, и желающие могут им воспользоваться без проблем. Но гораздо удобнее прибегнуть к помощи приложения «Я здесь живу», расположенного на платформе «ВКонтакте». Необходимые сведения там размещены по принципу «человекоцентричности». Задача — рассказать жителю города обо всем, что творится вокруг места, где он живет. В том числе сообщить и о том, что своими силами узнать он никак не может.

Приложение включает в себя 16 сервисов, разбитых на четыре категории: «Семья», «ЖКХ», «Досуг», «Город». Внутри раздела «ЖКХ», например, находятся данные портала «Наш Санкт-Петербург» (жалобы и предложения граждан), сервисы «Уборка дорог» и «Раздельный сбор». Отправился, допустим, человек утром на работу, вышел из дома — вроде грязновато на улице. Вынул телефон, зашел в приложение, набрал свой адрес, открыл «Уборку дорог» — а там все треки уборочной техники за прошедшие сутки в ближайших окрестностях. Ага, какой‑то уборщик схалтурил — тут же есть все телефоны тех, кто за это дело отвечает. Можешь сразу звонить, а можешь написать на указанный портал.

Если же обнаружил, что где‑то рядом начали что‑то копать, в разделе «Город» можно найти сервис «Развитие территорий», а на нем — все земляные работы с наименованиями заказчиков и подрядчиков, а также датами начала и окончания работ. Если же, не дай бог, никаких сведений об этих «раскопках» нет, скорее всего, они ведутся незаконно. То же самое — если обнаружил на улице «неучтенный» нестационарный торговый объект (новогодние елки, арбузы, фрукты). Смело звони, пиши — все адреса и телефоны под рукой.

При решении множества вопросов жизни заходи в приложение, вводи свой адрес и выбирай интересующий сервис. Все, что находится в ближайших окрестностях, высветится на интер­активной карте. Выбрал нужный объект — щелкни по нему мышкой или притронься пальцем, и получишь все подробности.

Хочешь культурно провести вечер, позаниматься спортом, организовать досуг для детей, устроить их в секции и кружки — все возможности перед тобой «на блюдечке с голубой кае­мочкой». Десятки мероприятий ежедневно проходят в районных библиотеках. У каждой из них, конечно, есть свой сайт. Но ты же не будешь ежедневно их все мониторить. А здесь один щелчок — и вся картина на экране.

Если интересуешься устройством ребенка в школу, то сразу увидишь, где и сколько есть свободных мест. Получишь также подробные сведения о каждой из них: специализацию, точный адрес, данные о руководителе, наименование официального сайта. Фильтры помогут отсортировать образовательные учреждения по профилю и другим параметрам. А во вкладке «Справка» размещена полезная информация: наглядные инструкции о приеме в первый класс, критерии зачисления, список документов, ссылки на ресурсы для детей и родителей (образовательный портал, элект­ронный дневник, портал олимпиадного движения).

То же самое — по детским садам: где и сколько свободных мест, для каких возрастов, с какими особенностями здоровья и т. д. Этой информации в свободном доступе вы просто нигде не найдете.

С почтением к возрасту

Реализованное решение — уникальная разработка Петербурга. Над ним в течение почти двух лет трудились несколько десятков высококвалифицированных аналитиков и программистов. Но техническая сторона — это лишь одна часть задачи. Другая — не менее сложная и ответственная — организовать непрерывный сбор данных из нескольких десятков источников. Среди них — органы влас­ти, различные государственные и коммерческие структуры, культурные учреждения, общественные организации и т. д. Там работают сотни людей, у которых свои задачи, обязанности, проблемы. Люди разные — одни дисциплинированные и ответственные, другие — не очень. Как сделать так, чтобы все они непрерывно, без сбоев, трудились на общий результат?

Это действительно непрос­то, — признает начальник отдела инициативных проектов Санкт-Петербургского информационно-­аналитического центра (ИАЦ) Константин Шалашнов. — Да, в государственных структурах есть свои информационные системы, и оттуда данные поступают автоматически. Но в других случаях нам приходилось выезжать на мес­та, объяснять важность задачи, проводить соответствующее ­обучение. Кроме того, информация часто поступает в разных видах и форматах. Нам нужно привес­ти ее к единому образцу. В наши обязанности также входит систематизация полученных данных — скажем, по возрастным группам детских садов и т. д. Непрерывно поступают и районные новости. Алгоритмы сортируют их примерно на двадцать разных категорий. Разумеется, информация должна обновляться и быть актуальной. Иначе наша работа просто теряет всякий смысл.

Одна из последних разработок — сервис «Серебряный возраст». Здесь аккумулируется вся информация, необходимая для активной жизни людей старшего поколения: секции, кружки, культурные мероприятия и т. д. Задача эта — часть большой программы, реализуемой сейчас на уровне города.

Для того чтобы организовать сбор такой информации, пришлось проделать довольно серьезную работу, — рассказывает начальник отдела по данным региона ИАЦ Кирилл Осмоловский. — Мы собрали большое совещание с участием комитетов городской администрации, задействованных в этой программе, а также представителей всех районных администраций. Поставили задачу, все объяснили. А для практической реализации проекта соз­дали специальный инструмент — личный кабинет, куда стекаются сведения из профильных организаций: библиотек, музеев, цент­ров социального обслуживания, студий, секций. Их руководители выделили специальных людей, ответственных за это направление. Мы организовали для них специальное обучение, им выданы соответствующие пароли, и они сами вносят актуальную информацию.

В рамках этого же сервиса размещена масса сведений, которые могут понадобиться пожилому человеку: информация о бесплатной юридической помощи, льготах, пенсиях, порядке записи к врачу и в МФЦ, бесплатном обучении. Пенсионер, владеющий компьютером или имеющий продвинутых родственников, может здесь найти ответы едва ли не на любой свой жизненный вопрос. Такой сервис — пока единственный в России.

По велению сердца

Особой нашей гордостью, — продолжает Кирилл Осмоловский, — является сервис «Блокада Ленинграда». Это чисто инициативная разработка, мы реализовали ее во многом своими силами в свободное от основных обязанностей время. Наши сотрудники из разных источников собирали сведения о предприятиях и учреждениях, функционировавших в городе в период блокады. На интерактивной карте вы можете все их найти и получить о них доступную информацию. В развитие этой работы мы связали такие сведения с огромным массивом данных, предоставленных архивным комитетом. В их числе — документы всех награжденных медалью «За оборону Ленинграда». В этой базе более 500 тысяч человек.

Тут же открываем карту, наугад выбираем завод «Судомех» — ныне «Адмиралтейские верфи». Подробная справка о его работе в блокаду. Далее — список сотрудников предприятия, награжденных этой медалью. Их 1945. На каждого — полный набор наградных документов.

Система, впрочем, позволяет найти награжденного и просто по фамилии, из общего списка. Точно так же, как эвакуированного — в базе данных их более миллиона человек. Конечно, сегодня каждый желающий может получить к ней доступ, просто зайдя на сайт архивного комитета. Но здесь все это уложено компактно, с максимальной простотой поиска.

За иконкой с символами разор­ванного блокадного кольца — колоссальный архив: воспоминания конкретных людей, масса фотографий, истории зданий и сооружений, блокадная летопись «День за днем». На интерактивной карте — памятники, музеи, места захоронений. По всем объектам — полная информация.

Столь объемного и детально структурированного блокадного «справочника» до сих пор еще никто не создавал. Огромная работа!

Мы сделали это просто по велению сердца, — говорит Осмоловский. — Для нас это важно…

Читайте также:

Под контролем нейросетей. Результаты работы ГАТИ по программе «Эффективный регион»

«Волшебный» экран управленца. Как Ленобласть переводит госуслуги и медицину в онлайн


#цифровизация #технологии #госуслуги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7959) от 30.07.2025 под заголовком «Город в реальном доступе».


Комментарии