Голос любимого города. 24 декабря 1924 года в прямом эфире впервые прозвучали слова «Говорит Ленинград!»
Сегодня петербургское радио отмечает свой вековой юбилей, и его сотрудники — разумеется, кроме тех, кто в эти минуты будет вести прямой эфир, — вечером соберутся на большой праздник в телерадиокомпании… Для нашего города радио «Петербург» — такой же важный символ, как Эрмитаж или шпиль Адмиралтейства. И хотя времена меняются, представить себе Северную столицу без студии на Итальянской улице просто невозможно.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Поначалу радиоцентр, располагавшийся на Аптекарском острове, работал два часа в день и был рассчитан только на уличные громкоговорители. Никаких записей — исключительно прямые эфиры. Музыку передавали с пластинок, приставляя микрофон к рупору граммофона. Постепенно стали появляться радиоточки, к началу Великой Отечественной войны их было около 600 тысяч — в жилых домах, клубах, на предприятиях. Почти в каждой квартире был репродуктор — как правило, на кухне.
Особой страницей в истории Ленинградского радио стала блокада. Как очень точно заметила блокадная муза Ольга Берггольц, «нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны».
— Радио действительно помогало выжить. Причем даже чисто психологически. Когда мы попадаем в какую‑то тяжелую ситуацию, нам очень важно, чтобы нас кто‑то приободрил: мол, потерпи, не сдавайся, все будет хорошо… Вот примерно такую роль играло радио в блокадном Ленинграде, — говорит Юрий Радкевич, начальник управления радиовещания телерадиокомпании «Петербург».
Мой собеседник пришел сюда после окончания первого курса института в 1966 году, и ему посчастливилось застать многих из тех, кто работал в Доме радио в годы блокады, — Лазаря Маграчева, Матвея Фролова… Это были люди огромной скромности, о «блокадных» заслугах они практически никогда не вспоминали. Часто приходилось работать в одной студии со звукооператором Марией Клеенышевой: во время войны она вела запись непосредственно на передовой.
— Конечно, мне доводилось видеть в Доме радио — хотя мы не были лично знакомы — худощавую женщину маленького роста с неизменной беломориной в руке, — вспоминает Радкевич. — Ольга Берггольц была частым гостем литературной редакции, она вообще не мыслила своей жизни без радио, хотя на самом деле попала сюда случайно. Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Берггольц, спросила, чем может быть полезна. Кетлинская направила ее в литературно-драматическую редакцию Ленинградского радио…
В блокаду работала и Мария Петрова, настоящая легенда! По сути, она была единственной в своем амплуа «артистки радио». Многие жители нашего города безошибочно узнавали ее голос. Она обладала потрясающим даром перевоплощения, ее голосом говорили герои сказок, военных повестей и рассказов о природе.
Мария Григорьевна была народной артисткой РСФСР, работники радио этого звания удостаивались редко. Кроме нее оно было присвоено еще легендарному диктору Ленинградского радио Ростиславу Широких.
— Когда‑то наше радио славилось своим художественным вещанием, — говорит Радкевич. — И мы не забываем эту традицию. Совсем недавно записали радиоспектакль «Алые паруса» и радиоинсценировку «12 стульев». Кроме того, в нынешнем году несколько наших ведущих озвучили для эфира замечательный роман Юрия Тынянова «Пушкин». Они настолько раскрылись в этом проекте, что можно уже подумать о том, как его продолжить…
Выступление у микрофона — совершенно особый вид творчества. Даже многие большие артисты не очень ладят с этим устройством. Оно, как микроскоп, проявляет человеческие качества — душевность, открытость, умение мгновенно войти в контакт с аудиторией.
— Учиться говорить у микрофона приходится довольно долго. Могу сказать, что чувствовать себя рядом с ним более-менее уверенно я стал, проработав на радио больше двадцати лет, — поясняет Радкевич.
Юрий Ольгердович, без всякого преувеличения, сам уже принадлежит к тем, кого можно назвать живой легендой петербургского радио. Начинал ведущим «Невской волны», потом вел «Пионерский вестник» — ленинградский аналог московской «Пионерской зорьки». Много лет был ведущим юношеской радиостудии «Товарищ», музыкальной программы «Счастливый аккорд»…
— Сегодня на нашем радио много молодых сотрудников, — говорит Радкевич. — И они зачастую гораздо более раскованны, чем мы в их возрасте. Быстро схватывают суть. Беда в том, что вокруг слишком много соблазнов. Материальное обеспечение у нас не такое высокое, как им хотелось бы. Но тем не менее многие остаются и работают — и в «Новостях», и в «Панораме», и в программе «Полдень».
Совершенно ошибочно представление, что сегодня радио «Петербург» слушают только те, кто пользуется радиоприемником с тремя кнопками. Ничего подобного: нынче его аудитория — вовсе не только люди старшего поколения. С тех пор как радиоканал «получил прописку» в Интернете, у него появилась большая аудитория за пределами Петербурга. Для нее наше радио — голос любимого города. И это люди, как правило, в возрасте от тридцати до сорока лет.
— Аудитория очень разная, могу судить об этом по звонкам в прямой эфир и по тем музыкальным заявкам, которые я выполняю, — подтвердила ведущая Вероника Мирская.
Мы заглянули к ней в студию в перерыве между включением прямого эфира, когда она вела программу «Полдень». По словам Мирской, в этой работе для нее сошлось все, чем она живет: музыка, беседы с исполнителями, возможность представить в эфире людей, чье творчество действительно достойно всеобщего признания. Вероника окончила музыкальное училище по классу фортепиано, потом — вуз по специальности «звукорежиссер», а затем «переквалифицировалась» в радиожурналиста. И очень счастлива этим.
На радио «Петербург» она работает уже почти двадцать лет, стаж ее коллеги оператора прямого эфира Алины Атлановой куда меньше — всего полтора года. По ее словам, пришла попробовать свои силы и была рада остаться.
— Здесь мне очень комфортно, — говорит Алина. — Сколько будет жить радио — столько с радостью буду здесь работать. Мои друзья и знакомые даже немного завидуют мне, что я работаю на радио «Петербург»… Пусть оно, конечно, не очень молодежное, но сейчас в моде ретро. И если есть возможность поучиться у мэтров — почему бы ею не воспользоваться?..
Читайте также:
Ёлочные традиции: как создавалось волшебство праздника?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7819) от 23.12.2024 под заголовком «Голос любимого города».
Комментарии