Глядя на старый виадук. Ташкентский путепровод приговорили к сносу
Ради жилья в Петербурге какие только здания и сооружения ни сносили: детские сады и школы, дома культуры, железную дорогу. Засыпали реки и вырубали парки. Но такое, кажется, впервые: приговорен к сносу Ташкентский путепровод...
ФОТО АВТОРА
Сразу замечу: названия у путепровода никогда не было. В народе его именовали еще Митрофаньевским. Но после того как Митрофаньевским в 2014 году официально назвали путепровод в конце Митрофаньевского шоссе - этот стал Ташкентским. Расположен он примерно в створе Детского переулка. Попасть на него можно от Московского проспекта только по Малой Митрофаньевской улице, а от Митрофаньевского шоссе - по Малой Митрофаньевской и Старообрядческой.
Сооружение было построено в 1902 году через так называемое путевое развитие Варшавского вокзала. Оно пришло на смену переезду в связи с увеличением интенсивности движения поездов. Из-за прилегающей застройки не получилось сделать насыпь напрямую по оси путепровода, и в итоге при съезде с него нужно под прямым углом поворачивать либо налево, либо направо. Прямо - обрыв.
Изначально мостовое полотно состояло из двойного деревянного настила, в дальнейшем его заменили на железобетонные плиты. В 1960 году прошел капитальный ремонт путепровода. Но он, судя по всему, был выполнен некачественно - и в 1997-м мост пришлось закрыть в связи с аварийным состоянием. В 2003 году на его месте построили новый. От дореволюционных конструкций остались устои и опоры, облицованные камнем.
На последнюю дату прошу обратить особое внимание. Дело в том, что в 2001 году был закрыт Варшавский вокзал, а электрички и редкие междугородные поезда были переведены на Балтийский вокзал. Возникает справедливый вопрос: зачем вообще надо было восстанавливать мост, если логичнее и, главное, дешевле было бы соединить Старообрядческую улицу с Ташкентской и два разорванных участка Малой Митрофаньевской прямо через ненужные пути? Особенно если учесть, что реконструкция путепровода проводилась по заказу РЖД.
Виадук до сих пор действующий, по нему могут проехать все желающие. Но такое положение будет, видимо, недолгим: в январе ООО «Специализированный застройщик «Эталон галактика», входящее в группу «Эталон» (читателям она известна под брендом «ЛенспецСМУ»), получило разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, в границы которого попадает весь путепровод. Стройплощадку уже начали готовить, но о закрытии движения машин пока не объявлялось. Однако очевидцы уже заметили, что в створе Ташкентской улицы положили асфальт новой объездной дороги.
Тут впору припомнить факт удивительного согласования планов петербургских властей с намерениями «ЛенспецСМУ». В соответствии с проектом «Измайловская перспектива», планировалось продолжить Варшавскую улицу напрямик до Обводного канала. И в этом случае новая магистраль пролегала бы под путепроводом на месте ныне демонтированных рельсов. Но «ЛенспецСМУ» не жаждало отдавать свои земли ради дороги. Смольный мог настоять на своем и предложить зеркальный обмен на участки, ныне занятые соседними дорогами. Но не настоял. В итоге то самое продолжение Варшавской - оно называется Парфеновской улицей - будет огибать «эталонные» жилые дома с востока. Один дом уже возведен под крышу, другой как раз и займет место путепровода.
Въедливый читатель может спросить: зачем нужен путепровод, если железную дорогу под ним убрали? Отвечаю: для создания развязки. Например, Октябрьский путепровод, расположенный на одноименной набережной севернее улицы Дыбенко, тоже стал ненужным после начала застройки примыкающего участка жильем. Но там девелопер ЛСР разработал проект планировки, которым включил путепровод в состав будущей развязки с двумя разворотными петлями под ним, чтобы по ним было удобно подъезжать к домам-новостройкам. Такой бы путепровод мог нависнуть и над Парфеновской улицей, разводя потоки в двух уровнях. Но странный пиетет городских чиновников перед «Эталоном» не даст этого сделать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (6627) от 18.02.2020 под заголовком «Глядя на старый виадук».
Комментарии