Гибель Помпейского. В центре Петербурга разрушается дом архитектора Брюллова

Нигде прежде - ни в усадьбе «Михайловка», ни даже на полуразрушенной даче Карла Фаберже - волонтеры наследия, приглашенные просветительской программой «Открытый город», не были так обескуражены, как в доме Александра Брюллова в минувший уик-энд, став участниками субботника...

Гибель Помпейского. В центре Петербурга разрушается дом архитектора Брюллова | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В самом центре Петербурга (дом занимает участок на Кадетской линии, 21/Тучкову переулку, 16) у всех на глазах уже более десяти лет разрушается не просто объект культурного наследия федерального значения... Гибнет память о первом Музее Старого Петербурга.

Он был создан в 1907 году цветом интеллигенции Серебряного века, тогдашними градозащитниками - Александром Бенуа, Павлом Сюзором, Николаем Рерихом, Львом Ильиным и другими. Их цель была такой: собирать материалы по истории ценных петербургских построек и бороться за их сохранение. Власти встретили идею равнодушно, поэтому музей разместился в доме одного из инициаторов - Павла Сюзора - на Васильевском острове.

Первое здание на этом месте было построено еще в XVIII веке. В 1845 году известный архитектор Александр Брюллов (старший брат знаменитого художника Карла Брюллова) перестраивает дом для себя, сохранив главный фасад. Маскароны, пилястры, решетка балкона, два фриза с играющими путти выдают архитектуру классицизма. Сейчас на этом фасаде рядом с одним из побитых маскаронов находится доска «Охраняется государством»...

Брюллов занимался интерьерами, среди которых главное место занял Помпейский зал, а также перестроил корпус, выходящий в Тучков переулок. Там квартиры сдавались в аренду. Сюзор, зять Брюллова, унаследовал дом и владел им до большевистской конфискации в 1918 году. Собрание общественного музея, сменив нескольких государственных владельцев, в конечном итоге оказалось в Музее города. Его правопреемник - Музей истории Петербурга.

Судьба дома на Кадетской линии, 21, сложилась труднее. Там были детский сад, комбинат «Трудпром», детская библиотека... Корпус по Тучкову переулку всерьез и надолго заняли коммуналки.

Около десяти лет назад библиотека выехала из здания, которое было признано аварийным. Расселение последней квартиры завершилось буквально нынешним летом. Сейчас опустевший дом находится под опекой администрации Василеостровского района. И ждет решения о своей участи.

Совершенно очевидно, что не будет простых способов спасти памятник архитектуры. В 2016 году городские власти дали согласие предоставить главный корпус петербургскому отделению ВООПИиК для создания краеведческого музейного и культурного центра. Но общественная организация не в состоянии профинансировать реставрацию и работы по приспособлению здания к новым задачам. ВООПИиК выступил с предложением создать в доме Брюллова государственный музей архитектуры. За прототип может быть взят, например, Музей имени зодчего Алексея Щусева в Москве.

Но решений на этот счет не принято - дом продолжает разрушаться. Волонтерский субботник был направлен прежде всего на то, чтобы обратить внимание общественности, всех тех, от кого зависит судьба гибнущего памятника, на его плачевное состояние.

Акция имела и практический смысл. Волонтеры очистили пол на парадной лестнице, где проявилась надпись Salve («Здравствуй!»), набранная из кусочков черного мрамора. Они вынесли мусор из кабинета Сюзора, потолок которого украшен круглым лепным плафоном. Аналогичный находится в Мраморном дворце, оба созданы по проекту Брюллова. Больше того, по словам Александра Кречмера, экскурсовода «Открытого города», в доме архитектора работали те же мастера, что трудились с ним над интерьерами Зимнего дворца. На первых фотографиях Музея Старого Петербурга можно увидеть, как этот кабинет приспособили для экспозиции.

Во время экскурсии Кречмер показал волонтерам Помпейский зал, где на потолке еще живы фрагменты росписи в помпейском стиле. В основном это воссоздание 1950-х годов. Что, однако, не помешало какому-то варвару утащить вставку с видом Везувия. Из соседних гостиных исчезли три мраморных камина. Сильно повреждены печи, отделанные белой керамической плиткой. То ли их также пытались украсть, то ли искали клад.

Сюзор не перестраивал брюлловские интерьеры. Он вступил с ними в диалог, разместив на консоли у противоположного фасада терракотовую фигурку Аполлона. Его видно из окна Помпейского зала... Сейчас от Аполлона осталась только незакрашенная «тень» на стене. Кстати, уже на старых фотографиях видна трещина на фасаде. Сейчас там стоит маячок с датой «20 VIII 2003». И он тоже разошелся на две части. В парадной столовой, куда ведут из Помпейского зала двери красного дерева, сохранился фрагмент брюлловского «ноу-хау». Одна из цокольных деревянных панелей обшивки могла подниматься: получался сервировочный столик.

В одном из бывших служебных помещений на полу пылится табличка «Мероприятия в наших библиотеках». Рядом - печка. Судя по дровам, сложенным тут же, кто-то собирался погреться. И это признак угрозы зданию.

После экскурсии мы спросили волонтеров о впечатлениях. Они были удручены, говорили о том, что необходимо немедленно спасать здание. Возможно, совместными усилиями государства и бизнеса. Например, прозвучало предложение сделать музеем корпус, выходящий на Кадетскую линию, а в другом, смотрящем в Тучков переулок, открыть отель...

#архитектура #исторические здания #культурное наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6556) от 29.10.2019 под заголовком «Гибель Помпейского».


Комментарии