«Гавань 2.0». Морской вокзал в Петербурге станет общественным пространством

На следующий день после того, как в пассажирском порту Санкт-Петербурга «Морской фасад» с помпой открыли постоянный многосторонний пункт пропуска через Госграницу РФ, решилась и судьба старого советского Морского вокзала в Гавани. Теперь вместо утилитарной функции по приему и обслуживанию пассажиров морских судов этот комплекс будет больше ориентирован на развлечения, поскольку дальше заниматься им станет «Севкабель Порт».

«Гавань 2.0». Морской вокзал в Петербурге станет общественным пространством | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Что касается события в «Морском фасаде», то его значимость подчеркнуло присутствие министра транспорта РФ Виталия Савельева, генерального консула Финляндии в Петербурге Саннамаариа Ванамо, а также замминистра экономического развития России Дмитрия Вольвача. Глава Минтранса, в частности, сообщил, что «ввод этого пункта пропуска позволит обслуживать в год 726 судов, включая 416 паромных, а также обеспечит ежегодный прием до 45 тысяч транспортных средств».

Площадь терминала увеличилась с 3,3 до 4,8 га, создана также дополнительная инфраструктура, предназначенная для оформления всех видов автотранспорта, перевозимых паромами. В этой связи и. о. генерального директора «Морского фасада» Вадим Каширин заявил, что «с возобновлением международного пассажирского сообщения паромные суда смогут опробовать функциональность и удобство реконструированного пункта пропуска».

Фактически это означает, что надобность в Морском вокзале, который до последнего времени исправно принимал «Принцессу Анастасию», отпала. Глава эксплуатирующей этот паром компании Moby SPL Сергей Котенев уже подтвердил, что после открытия морских границ судно начнет использовать «Морской фасад». Следовательно, и потребность во всем комплексе перестала быть острой.

Стоит напомнить: еще в 1998 году питерские власти заключили с тогда еще ЗАО «Морской вокзал» договор аренды сроком на 49 лет, по которому восьмиэтажное здание площадью 26,8 тыс. кв. м, а также три причала и пирс попали в ведение коммерсантов. В договоре четко прописывалось, что построенное в 1982 году здание, а также другая инфраструктура комплекса требуют реконструкции, финансирование работ возлагается на арендатора. Был разработан соответствующий проект. Но собственники компании-арендатора не раз менялись, а ничего хорошего с Морским вокзалом не происходило. Несмотря на то что комплекс исправно использовался для зарабатывания денег, у него росли только долги, порой превышавшие 500 млн рублей. И только в 2019-м город с помощью длительной судебной тяжбы вернул Морской вокзал в свое распоряжение.

Как вскоре выяснилось, несмотря на козырное расположение и массу плюсов, сам вокзал находится в печальном состоянии. Поэтому и объем инвестиций для приведения в порядок как здания, так и всего комплекса заявлялся не меньшим, чем 4 млрд рублей. Хотя переговоры велись и с банками, и с фондами, долгое время судьба Морского вокзала висела на волоске. И только теперь появление полноценного пункта пропуска для накатных грузов в «Морском фасаде» окончательно ее решило: отпала надобность кардинально реконструировать комплекс Морского вокзала с учетом приема паромов.

Поскольку соглашение подписали правительство Петербурга, «Морской фасад», «Азимут хотелс компани» и управляющая компания «Севкабель Порт», реализовываться станет представленная еще в апреле концепция преобразования 1,25 км набережной Васильевского острова под названием «Гавань 2.0». Проект амбициозный: по экспертной оценке, в целом его осуществление потребует инвестиций в объеме до 10 млрд рублей. Но эта овчинка стоит выделки, ведь ежегодно территория сможет привлекать до 7 млн посетителей. А опыт ныне действующего общественного пространства «Севкабель Порт» показывает, что даже из полузаброшенной заводской площадки можно сделать конфетку.

Да, на Морском вокзале все же намереваются сохранить функцию порта, оставив на первом этаже здания таможню и пограничный пункт пропуска. Но большим паромам и круизным судам это вряд ли понадобится они уйдут на «Морской фасад» (по данным kartoteka.ru, это акционерное общество располагает уставным капиталом более 8,8 млрд рублей). А вот если здесь появится гостевая яхтенная марина, пригодятся и пункт пропуска, и гостиница. Управлять ею станет сеть Azimut hotels: в отеле обустроят номера на 339 мест, 7 конференц-залов и медиацентр, а заработать в новом виде она должна примерно через три года.

Что касается остального пространства, то «Гавань 2.0» предполагает создание единой пешеходной и рекреационной зоны вдоль линии воды от территории Балтийского завода до площади Морской Славы. По задумке инициаторов проекта, новое общественное пространство станет еще одним «магнитом» на карте «Новой туристской географии» Петербурга, со временем превратившись в кластер событийного туризма. И хотя вопрос еще обсуждается, скорее всего, на месте автомобильной парковки появится комплекс, в котором будет всего понемножку, включая заведения общепита, предприятия торговли и выставочные зоны. Окончательно определиться с тем, кто и как будет участвовать в проекте, стороны намерены к сентябрю этого года. И только затем объявят архитектурный конкурс, который и расставит все точки над i. А одновременно решит судьбу комплекса и определит его будущий вид.

Таким образом, фактически удалось убить двух зайцев, поскольку и десятилетиями существовавшая в Петербурге проблема качественного приема паромов теперь решена, и есть надежда на появление еще одного популярного общественного пространства. Если архитекторам удастся вписать новые здания в существующую территорию так, что не будет нарушена его гармония, честь им и хвала. А развиваться проект может и дальше: по соседству большая территория «Ленэкспо», теперь тоже оказавшаяся не слишком востребованной.


#туризм #общественное пространство #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6945) от 16.06.2021 под заголовком «Вокзал «уплыл» в порт».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.