Кто причалит к намыву? В порту «Морской фасад» завершилась реконструкция
В питерском порту «Морской фасад» наконец-то появилась возможность обслуживать прибывающий на паромах из-за рубежа автомобильный транспорт: накануне нынешних майских праздников Минтранс РФ одобрил результаты работ по реконструкции морского пункта пропуска через Государственную границу России. И вот-вот должен появиться приказ о его официальном открытии.

Фото Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
Стоит напомнить: «Морской фасад» (оператор Пассажирского порта Санкт-Петербурга) реализует проект реконструкции морского пункта пропуска через Госграницу РФ начиная с 2019 года. Тогда, говоря об экономической эффективности одного из самых современных портов в Европе, только ленивый не рассуждал о необходимости придания ему статуса грузопассажирского, поскольку возможность обслуживать так называемые накатные грузы – верный способ заработать. К примеру, в минувшем году паромы судоходной компании Viking Line перевезли пассажиров на 70% меньше результата предыдущего года (у Tallink их стало на 62% меньше), а вот на объем грузоперевозок коронакризис почти не повлиял.
И хотя противников у идеи возить грузы в Петербург паромами было немало (одна только возможность «завоза» на Васильевский остров по морю сотен многотонных грузовиков многих откровенно пугала), прагматики утверждали: если она даже после запуска в строй Западного скоростного диаметра реализована не будет, «Морской фасад» по-прежнему больше чем на полгода останется пустым. А зимой начнет генерировать чистые убытки. Поэтому и главной целью всего проекта стало создание инфраструктуры, способной круглогодично обслуживать все виды транспорта, включая автобусы, а также легковые и грузовые автомобили.
В 2019-м картина развития «Морского фасада» виделась в розовых тонах. Еще бы: в том году морская круизная навигация завершилась 21 октября с отходом круизного судна AIDAaura и, несмотря на незначительное уменьшение числа судозаходов (с 270 в 2018-м до 265 в 2019-м), поток туристов достиг 647,7 тысячи. И вырос на 4% за год. Не зря генеральный директор порта Вадим Каширин тогда говорил о том, что «Морской фасад» в навигацию работает почти на пределе возможностей: случались дни, когда в порту были заняты сразу все семь причалов, а для ускорения обслуживания пассажиров судов пришлось вводить своеобразный график.
Но самое главное – в «Морском фасаде» рассчитывали на дальнейший рост типоразмеров заходящих в наш порт круизных лайнеров. Для чего для начала завершили, к примеру, первый этап проекта по реконструкции причала № 7 с возведением выносных палов (объем инвестиций – 65 млн рублей). А еще 200 миллионов, нужные на второй и третий этапы реконструкции (из них 85 млн – на дноуглубление), делают порт еще более удобным для приема больших судов. Что же касается повышения экономической эффективности и уровня загрузки портовой инфраструктуры, то здесь вопрос кардинально должна была решить реконструкция морского грузопассажирского пункта пропуска через границу РФ: на эти цели было выделено еще около 453 млн рублей.
А дальше случилась непредвиденная пандемия. И вместо приема в навигацию 2020 года десятков лайнеров и получения доходов порт вместе с властями Северной столицы (а по данным kartoteka.ru, АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» принадлежит городу) был вынужден решать вопрос с занятостью персонала. В этом году ситуация изменилась только в том, что узкое место, из-за которого ранее «Морской фасад» фактически был исключительно пассажирским портом, «расшито»: теперь он может принимать те самые накатные грузы, которые даже в условиях пандемии обеспечивают хотя бы частичную загрузку паромов.
Во всяком случае межведомственная комиссия, в состав которой помимо чиновников Минтранса входили представители ФГКУ «Росгранстрой», ФСБ и ФТС России, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, обследовав новый комплекс зданий и сооружений, предназначенный для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, 30 апреля все выполненные работы приняла без замечаний. Согласно официальному сообщению, «в рамках проекта создана новая инфраструктура для служб пограничного и таможенного контроля для оформления всех видов автотранспорта, которые перевозят паромы».
И теперь у оператора Пассажирского порта Санкт-Петербург есть возможность наладить в городе круглогодичную навигацию. Все просто: «современная инфраструктура, построенная на «Морском фасаде», успешно решит задачи по качественному, быстрому и безопасному обслуживанию всех клиентов паромных линий».
Правда, принимать нынче, похоже, будет некого: если в 2020-м в расписании «Морского фасада» периодически еще значились хоть какие-то судозаходы, то в этом году расписания нет как такового. Причем не только в Петербурге – из-за сложной ситуации с пандемией работающие на Балтике круизные операторы отменили выполнение рейсов до лучших времен по всем балтийским портам.
Да и с паромами дело швах: единственный ходивший из нашего города по Балтике паром «Принцесса Анастасия» официально отменил рейсы вплоть до начала августа 2021 года. И будут ли они возобновлены после 31 июля, никто толком не знает. Другие паромные операторы Балтики, которые хотя бы теоретически могли совершать судозаходы в Петербург, еще не в курсе, каким образом смогут работать в этом сезоне. Ведь грузовые перевозки паромами между Финляндией и Швецией, а также Эстонией по-прежнему осуществляются, а вот пассажирские пока фактически поставлены на паузу. И когда она закончится, неизвестно: границы по-прежнему закрыты.
К тому же, по оценке специалистов, само по себе появление в главном пассажирском порту Петербурга возможности обслуживать накатные грузы еще не означает, что в эту дверь тут же начнут ломиться желающие их привезти. «Все зависит не только от наличия возможности, но и от конкретных деталей, позволяющих делать бизнес выгодным», – считают специалисты. А поскольку эти нюансы, так же как и время открытия границ, пока неизвестны, остается радоваться хотя бы тому, что Петербург снова подтвердил свое звание окна в Европу. Теперь – грузо-пассажирского.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (6925) от 18.05.2021 под заголовком «Кто причалит к намыву?».
Материалы рубрики
Трамвайную линию от Купчино до Шушар запустят в 2024 году
Волонтеры помогут водителям в зоне платной парковки
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии