Кто причалит к намыву? В порту «Морской фасад» завершилась реконструкция

В питерском порту «Морской фасад» наконец-то появилась возможность обслуживать прибывающий на паромах из-за рубежа автомобильный транспорт: накануне нынешних майских праздников Минтранс РФ одобрил результаты работ по реконструкции морского пункта пропуска через Государственную границу России. И вот-вот должен появиться приказ о его официальном открытии.

Кто причалит к намыву? В порту «Морской фасад» завершилась реконструкция | Фото Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Фото Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Стоит напомнить: «Морской фасад» (оператор Пассажирского порта Санкт-Петербурга) реализует проект реконструкции морского пункта пропуска через Госграницу РФ начиная с 2019 года. Тогда, говоря об экономической эффективности одного из самых современных портов в Европе, только ленивый не рассуждал о необходимости придания ему статуса грузопассажирского, поскольку возможность обслуживать так называемые накатные грузы – верный способ заработать. К примеру, в минувшем году паромы судоходной компании Viking Line перевезли пассажиров на 70% меньше результата предыдущего года (у Tallink их стало на 62% меньше), а вот на объем грузоперевозок коронакризис почти не повлиял.

И хотя противников у идеи возить грузы в Петербург паромами было немало (одна только возможность «завоза» на Васильевский остров по морю сотен многотонных грузовиков многих откровенно пугала), прагматики утверждали: если она даже после запуска в строй Западного скоростного диаметра реализована не будет, «Морской фасад» по-прежнему больше чем на полгода останется пустым. А зимой начнет генерировать чистые убытки. Поэтому и главной целью всего проекта стало создание инфраструктуры, способной круглогодично обслуживать все виды транспорта, включая автобусы, а также легковые и грузовые автомобили.

В 2019-м картина развития «Морского фасада» виделась в розовых тонах. Еще бы: в том году морская круизная навигация завершилась 21 октября с отходом круизного судна AIDAaura и, несмотря на незначительное уменьшение числа судозаходов (с 270 в 2018-м до 265 в 2019-м), поток туристов достиг 647,7 тысячи. И вырос на 4% за год. Не зря генеральный директор порта Вадим Каширин тогда говорил о том, что «Морской фасад» в навигацию работает почти на пределе возможностей: случались дни, когда в порту были заняты сразу все семь причалов, а для ускорения обслуживания пассажиров судов пришлось вводить своеобразный график.

Но самое главное – в «Морском фасаде» рассчитывали на дальнейший рост типоразмеров заходящих в наш порт круизных лайнеров. Для чего для начала завершили, к примеру, первый этап проекта по реконструкции причала № 7 с возведением выносных палов (объем инвестиций – 65 млн рублей). А еще 200 миллионов, нужные на второй и третий этапы реконструкции (из них 85 млн – на дноуглубление), делают порт еще более удобным для приема больших судов. Что же касается повышения экономической эффективности и уровня загрузки портовой инфраструктуры, то здесь вопрос кардинально должна была решить реконструкция морского грузопассажирского пункта пропуска через границу РФ: на эти цели было выделено еще около 453 млн рублей.

А дальше случилась непредвиденная пандемия. И вместо приема в навигацию 2020 года десятков лайнеров и получения доходов порт вместе с властями Северной столицы (а по данным kartoteka.ru, АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» принадлежит городу) был вынужден решать вопрос с занятостью персонала. В этом году ситуация изменилась только в том, что узкое место, из-за которого ранее «Морской фасад» фактически был исключительно пассажирским портом, «расшито»: теперь он может принимать те самые накатные грузы, которые даже в условиях пандемии обеспечивают хотя бы частичную загрузку паромов.

Во всяком случае межведомственная комиссия, в состав которой помимо чиновников Минтранса входили представители ФГКУ «Росгранстрой», ФСБ и ФТС России, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, обследовав новый комплекс зданий и сооружений, предназначенный для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, 30 апреля все выполненные работы приняла без замечаний. Согласно официальному сообщению, «в рамках проекта создана новая инфраструктура для служб пограничного и таможенного контроля для оформления всех видов автотранспорта, которые перевозят паромы». 

И теперь у оператора Пассажирского порта Санкт-Петербург есть возможность наладить в городе круглогодичную навигацию. Все просто: «современная инфраструктура, построенная на «Морском фасаде», успешно решит задачи по качественному, быстрому и безопасному обслуживанию всех клиентов паромных линий».

Правда, принимать нынче, похоже, будет некого: если в 2020-м в расписании «Морского фасада» периодически еще значились хоть какие-то судозаходы, то в этом году расписания нет как такового. Причем не только в Петербурге – из-за сложной ситуации с пандемией работающие на Балтике круизные операторы отменили выполнение рейсов до лучших времен по всем балтийским портам.

Да и с паромами дело швах: единственный ходивший из нашего города по Балтике паром «Принцесса Анастасия» официально отменил рейсы вплоть до начала августа 2021 года. И будут ли они возобновлены после 31 июля, никто толком не знает. Другие паромные операторы Балтики, которые хотя бы теоретически могли совершать судозаходы в Петербург, еще не в курсе, каким образом смогут работать в этом сезоне. Ведь грузовые перевозки паромами между Финляндией и Швецией, а также Эстонией по-прежнему осуществляются, а вот пассажирские пока фактически поставлены на паузу. И когда она закончится, неизвестно: границы по-прежнему закрыты.

К тому же, по оценке специалистов, само по себе появление в главном пассажирском порту Петербурга возможности обслуживать накатные грузы еще не означает, что в эту дверь тут же начнут ломиться желающие их привезти. «Все зависит не только от наличия возможности, но и от конкретных деталей, позволяющих делать бизнес выгодным», – считают специалисты. А поскольку эти нюансы, так же как и время открытия границ, пока неизвестны, остается радоваться хотя бы тому, что Петербург снова подтвердил свое звание окна в Европу. Теперь – грузо-пассажирского.

#порт #море #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (6925) от 18.05.2021 под заголовком «Кто причалит к намыву?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.