Гатчинский парк открылся для посещения после просушки

После месячной просушки открылся для свободного посещения Гатчинский парк. Какая главная фишка сезона-2021 и будет ли в будущем вход бесплатным – в репортаже «Санкт-Петербургских ведомостей».

Гатчинский парк открылся для посещения после просушки | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Мы начали поход по ГМЗ «Гатчина» с плаца перед Большим дворцом. Там шла подсыпка гранитной крошкой. Как пояснил Александр Мезенко, заместитель директора музея-заповедника по садово-парковому хозяйству, ежегодно необходимо уложить слой в несколько сантиметров. В общей сложности требуется 300 кубов. Зимой с плаца регулярно вывозят снег. Иначе в сыром грунте заводится зеленая плесень, которая может продержаться до июля. Чтобы у этой растительности не было шансов, используется подсыпка. По словам Мезенко, проблемы мог бы решить луг, который существовал при первом владельце дворца – Григории Орлове. Но потребуются годы проектирования и согласований...

Двигаемся в оранжерею, где завершается работа по формированию крон благородных лавров – пирамидальных и шаровидных. К 9 Мая они займут свои привычные летние места в Нижнем и Верхнем Голландских садах. Там же находятся пальмы, подаренные музею в прошлом году. Они еще не получили прописки на теплое время года.

Как рассказала Ольга Куницына, заведующая садово-парковым отделом, всего в оранжерее выращивается около 100 видов растений. Для парка – это пионы и георгины, для дворца – герани и бегонии. В самом укромном месте находится портулак крупноцветковый. Коллеги по запаху нашли лимонное дерево...

Александр Мезенко возвращает к реальности. Оранжереи занимают примерно одну восьмую исторических размеров. Часть зданий после войны не восстановлена. Что-то в трудные послевоенные годы стало жильем и не входит в состав музея. Нет финансирования на восстановление лесной оранжереи, где при Павле I выращивали крупномеры. Руина здания, построенного по проекту Бренны, безусловно, красива. Но лучше бы вернуть ей первоначальное назначение.

Заглядываем в Собственный сад. Там завершена подрезка акаций. Для сохранения грунта цветники и газоны «отформатированы» металлическими бортами. Напротив сада находится восьмигранный колодец, созданный по проекту Ринальди. Это территория «Водоканала», который не подкачал – почистил к началу сезона объект культурного наследия.

Идя вдоль берега Белого озера, замечаем боновые ограждения и несколько понтонов на воде. Об этом чуть позже спросим Василия Панкратова, директора ГМЗ «Гатчина», а сначала заходим в павильон Венеры. Его двери распахнуты – идет просушка. Как пояснил Григорий Афанасьев, научный сотрудник музея, деревянное здание, чудом уцелевшее в годы войны, не отапливается. Зимой там лишь на несколько градусов теплее, чем на улице. Проветривание – лучший способ подготовить павильон к приему посетителей. Первых гостей ждут 8 мая.

Подходим к лодочной станции, где видим бетонные плиты, на которых работает тяжелая техника. Самое время задавать вопросы подошедшему директору. По словам Панкратова, еще несколько месяцев назад он сомневался, можно ли будет открыть парк для публики. Федеральное агентство «Росводресурсы» начало долгожданную чистку водоемов Гатчинского парка. Эту работу невозможно проводить без тяжелой техники, вывозящей ил и прочие «осадки». Но подрядчики нашли способ доставлять по воде добытое со дна в одну точку (около лодочной станции) и оттуда вывозить и складировать за пределами заповедника. Боновые ограждения собирают то, что поднялось на поверхность при выемке ила.

Спрашиваем о реставрационных работах на террасе-пристани, расположенной напротив «бонов». Панкратов поясняет, что выяснена причина, по которой терраса сползала в воду Белого озера. Во время ремонта 1903 года были сделаны шурфы, в которые закачали бетон. Тогда это был новый материал, он застыл, не дойдя до твердой породы. Со временем эти опоры стали проседать... Сейчас пристань разобрана «по камушку», готовится проект реставрации, которая завершится не ранее 2023 года.

Если для дворца главным событием мая станет открытие Арсенального зала, то в парке это поселение лебедей. Панкратов рассказал, что здесь живет восьмилетний лебедь Гоша. Его подруга погибла два года назад, защищая потомство от бездомной собаки. Новую подругу найти было непросто, она должна быть немного моложе. Четырехлетнюю Айседору нашли в Краснодарском крае. После месячного карантина выпустили в озеро. Кажется, лебеди подружились. Но Айседора пуглива – мы видели ее только издали.

В финале зашел разговор о том, надо ли вводить плату за вход в Гатчинский парк. По мнению Василия Панкратова, это совершенно необходимая мера. И он находит понимание у властей Петербурга и Ленинградской области. Сейчас на содержание парка площадью 146 га уходит все, что музей зарабатывает от продажи билетов во дворец. Два года назад ГМЗ передан парк «Зверинец» площадью 340 га. Панкратов видит такой вариант: жителям Гатчины выдается абонемент, который оплачивается из бюджета. Все остальные, в том числе петербуржцы, пожалуйте в кассу. В 2021 году музей намерен с помощью электронного оборудования подсчитать потоки, чтобы предметно вернуться к этой больной теме.

#парки и скверы #музей-заповедник #Гатчина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (6917) от 05.05.2021 под заголовком «Лебеди Белого озера».


Комментарии