Финты вокруг метровокзала. Почему «Новокрестовскую» не стали переименовывать в «Зенит»
Гвоздем повестки декабрьского заседания Топонимической комиссии Санкт-Петербурга стало обсуждение недавней инициативы руководства ФК «Зенит», которое обратилось в городское правительство с предложением о переименовании действующей станции метро «Новокрестовская» в «Зенит».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Выступление генерального директора клуба Александра Медведева на заседании комиссии содержало достаточно бесспорные утверждения: «Зенит» - ведущий футбольный клуб в городе, он пользуется большой популярностью и симпатией многих петербуржцев, а не только активных болельщиков, и является без преувеличения городским спортивным брендом. Все исторические футбольные конкуренты, сосредоточенные в Москве, недавно обзавелись именными станциями (заметим: учитывая темпы строительства московского метро, оно и неудивительно). «Зенит» прочно обосновался на новом красавце-стадионе, рядом со станцией «Новокрестовская», и даже управляет им официально. Неподалеку проводят свои официальные матчи баскетбольный и волейбольный «Зениты». Все так, но какой же из этого вывод? Для руководства клуба он очевиден: настало время переименовать станцию у стадиона!
Топонимисты, однако, народ осмотрительный и твердо помнят про доминантность станций метро в городском пространстве, что заставляет особенно тщательно взвешивать все «за» и «против» при выборе их наименований и тем более при рассмотрении предложений о переименовании. Название «Новокрестовская», официально присвоенное станции еще в 2014 году на стадии строительства, конечно, не было каким-то самоочевидным вариантом наподобие станций «Удельная» или «Автово». Однако у него есть свои обоснования и преимущества. Это вторая по счету станция на Крестовском острове, причем открыта она на новой свеженамытой его территории. При этом с названием связана и некая историческая рифма: до самой революции на Крестовском существовала (правда, не прямо на западной его оконечности) деревня Ново-Крестовская. Но это еще не все. В момент утверждения названия станции Топонимическая комиссия мечтала о том, что основным названием строящегося стадиона будет «Крестовский». И тогда оба метротопонима - «Крестовский остров» 5-й линии и «Новокрестовская» 3-й линии - однозначно указывали бы на его местонахождение.
Но вышло так, что из-за юридической неразберихи и пробелов в законодательстве «базовое» название у нового футбольного стадиона так и не появилось. «Газпром-арена» - это так называемое коммерческое обозначение, которым вправе распоряжаться футбольный клуб «Зенит», официально управляющий стадионом по договору с его владельцем - городом Санкт-Петербургом. На некоторых международных матчах это название не может использоваться. Например, на прошедшем чемпионате мира по футболу организаторы выбрали для нашего стадиона стандартное название «Стадион «Санкт-Петербург». Есть, однако, еще надежда, что «Крестовский» в качестве базового названия петербуржцам удастся утвердить официально. Ведь строителем и владельцем стадиона является город. «Зенит» же получил полную свободу в выборе «коммерческого» названия объекта, но воспользовался ею не для прославления собственного имени, а как раз в коммерческих целях. Спонсорское название «Газпром-арена» помогает клубу справиться с непростыми условиями финансового фэйр-плей УЕФА... Зато для помещения «Зенита» на карту города клуб предлагает переименовать городскую станцию метро. Но и тут не обошлось без коммерции - руководитель клуба признался, что это переименование призвано в том числе и повысить «коммерческую привлекательность нашего футбольного бренда».
В общем, кругом коммерция, хотя, конечно, нельзя не признать, что название «Зенит» для этой локации не является ни абстрактным, ни дезориентирующим, и клуб вполне заслуживает топонимического отражения на карте. Но почему нужно именно переименовывать действующую станцию 3-й (зеленой) линии? Почему бы не назвать в честь «Зенита» будущую станцию 4-й (оранжевой) линии, которая должна прийти на остров через Горный институт и новый намыв Васильевского острова? Ведь переименование - вещь заразительная. Да, в современном петербургском футболе «Зенит» уникален. А как насчет хоккея? Наверное, наш не менее любимый клуб СКА тоже захочет свою «именную» станцию... Такие предложения уже озвучиваются, хотя и без конкретики.
Само по себе переименование станции метро не является для наших топонимистов каким-то табу, но только тогда, когда название меняет наземный топоним, давший имя станции (площадь Мира - Сенная площадь). Во всех же остальных случаях, как и в «уличных» вопросах, предпочтительнее присваивать новое название безымянному объекту или реставрировать утраченное, но не переименовывать.
Обсуждение всех «за» и «против» по этому вопросу продолжалось более часа. В итоге Топонимическая комиссия, в составе которой обнаружилось немало болельщиков «Зенита» с солидным «ленинградским» стажем, не пришла к окончательному решению и отложила рассмотрение, пообещав более тщательно изучить мнение жителей города (по результатам ноябрьского опроса на сайте городского правительства голоса участников «за» и «против» переименования «Новокрестовской» в «Зенит» разделились ровно пополам).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (6597) от 26.12.2019 под заголовком «Финты вокруг метровокзала».
Комментарии