Энергия жить. В Петербурге запустили экскурсию на подстанцию Волховской ГЭС

Новую экскурсию «Главная понижающая подстанция Волховской ГЭС» представила программа «Открытый город». Эта точка на карте Петербурга незнакома даже многим из тех, кто интересуется его историей. Подстанция расположена не в городе Волхове, как можно предположить, а на Полюстровском проспекте, 46.

Энергия жить. В Петербурге запустили экскурсию на подстанцию Волховской ГЭС | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Монументальное кирпичное здание с двумя башнями (одна из них предполагалась часовой) построено почти 100 лет назад, но и сейчас доминирует в окружающей промышленной застройке. Нетрудно представить, какое впечатление подстанция производила на современников ее строительства. Она похожа на итальянский дворец эпохи Ренессанса: три выступа –  ризалита, большие арочные окна на первом этаже, окна поменьше –  на втором и почти «бойницы» –  на третьем. Как заметили историки архитектуры Маргарита Штиглиц и Борис Кириков, «монументальный пафос и суровый драматизм образа символизировали покорение природных сил, поставленных на службу энергетике».

Екатерина Мозговая, экскурсовод, куратор созданного весной этого года музея «Понижающая подстанция Волхов-Северная», приглашает нас пройти на территорию действующего энергетического предприятия и напоминает важные страницы отечественной истории.

В 1920 году был принят план электрификации России (ГОЭЛРО), который назвали ленинским. Волховская ГЭС и Главная понижающая подстанция находились в этом плане под номером один. Строительство ГЭС началось в 1921 году, подстанции –  двумя годами позднее. Как пояснила Мозговая, выбор места на Полюстровском проспекте определялся тремя факторами: близостью Финляндской ветки железной дороги, свободным пространством и отсутствием поблизости других энергетических объектов.

Главным инженером, фактически руководителем «Волховстроя», стал Генрих Графтио, русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, автор проекта первой линии петербургского трамвая. Графтио (1869 –  1949) родился в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. В 1896 году в Петербурге окончил Институт инженеров путей сообщения. В 1900 –  1917 годах создал проекты электрификации железных дорог Крыма и Закавказья, электрификации Варшавского железнодорожного узла, ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок в Ставропольском крае, ГЭС на Вуоксе и Малой Иматре. Еще в 1912 году он предлагал построить ГЭС на реке Волхове для снабжения электроэнергией петербургского железнодорожного узла. Но владельцы тепловых станций, а также собственники земли, опасавшиеся возведения плотины, «завернули» эти планы.

У большевиков не было конкурентов: стройка началась еще до окончания Гражданской войны. В январе 1918 года Графтио по поручению Ленина составил смету «Волховстроя». 14 июля 1918 года был вызван в Совнарком, где рассматривался вопрос о «Волховстрое». В 1921 году по личному указанию вождя большевиков возглавил строительство Волховской ГЭС. Графтио пригласил Оскара Мунца стать главным архитектором ГЭС и подстанции. Это имя малоизвестно за пределами профессионального круга. Между тем по проектам Мунца были построены такие разные здания, как Екатерининское собрание (набережная канала Грибоедова, 90), жилые дома на площади Стачек, 2, и на Московском проспекте, 155.

Подстанция_С.jpg
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Для подстанции архитектор предложил построить под острым углом друг к другу два корпуса –  высокого и низкого напряжения, разместив между ними диспетчерский узел и главный вход. Применение железобетона позволило перекрыть большие пространства. Для дополнительного освещения помещений были созданы стеклянные купола на крыше и окна в полу между этажами. Мозговая обратила наше внимание на железобетонные оконные переплеты с латунными шарнирами. Они служат до сих пор. Для обеспечения надежной работы на подстанции существовали система регенерации трансформаторного масла, завод по ремонту трансформаторов, мастерская по испытанию фарфоровых изоляторов.

Сохранилось письмо Графтио, относящееся к 1929 году, где он дает оценку работе архитектора: «Разнообразные и сложные задачи архитектурного оформления инженерных заданий разрешались им всегда успешно, с проявлением выдающегося проектировочного навыка, художественного умения и притом в полном сочетании с правильным пониманием конструктивных и производственных требований. В лице О. Р. Мунца надлежит признать одного из особенно ценных сотрудников «Волховстроя», в значительной степени способствовавшего успешному завершению поставленной перед строительством задачи».

Подстанция была запущена в декабре 1926 года. Первая пятилетка индустриализации страны начнется только в 1928-м. Во время Великой Отечественной войны подстанция продолжала работать, снабжая город электроэнергией.

Но пора войти внутрь подстанции. Парадная лестница –  классицистическая дань Мунца храму электричества. Экспозиция находится в историческом кабинете заведующего. Там собраны раритетные вольтметры и амперметры, светильники, фонари. Рядом –  шкаф с инвентарным номером «Волховстроя», в котором хранил документацию Графтио, рабочий стол 1920-х годов, старинные телефоны, раритетные иностранные розетки, которые выпускались век назад. Среди фотографий –  Генрих Графтио, подписывающий договоры с представителями шведских фирм, Оскар Мунц в группе архитекторов во главе с Леонтием Бенуа, здание подстанции во время строительства...

Подстанция1_С.jpg
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В финале осматриваем действующий пульт управления подстанцией. Он отделан мрамором для красоты и долговечности. Напряжение замеряет, как и в 1926 году, шведский вольтметр фирмы Metropolitan Vickers. Бюст Ленина создал к открытию подстанции скульптор Василий Разумовский. Бюст украшает надпись: «Первому электрификатору. Коллектив служащих Понижающей Подстанции 19/XII 1926 г.».

Сейчас идет реставрация фасада здания. Спрашиваем о будущем развитии музея. По словам Мозговой, предварительно на 2024 год намечено прекращение работы подстанции. Здание станет культурно-административным центром Магистральных электрических сетей Северо-Запада. Планируется расширение музейного пространства, пополнение музейной коллекции, исследования, работа в архивах. На сайте «Открытого города» появился отзыв про экскурсовода: «Она нас заразила энергией жить, узнавать новое и искать еще больше информации о трансформации энергии...». Электричество преобразовалось в энергию души.


#экскурсия #прогулки по городу #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6967) от 16.07.2021 под заголовком «Энергия жить ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.