Ему бы в океанские глубины

О нелегких проблемах, связанных с использованием обитаемых подводных аппаратов, мы уже писали в статье «Во дворе, на приколе», опубликованной в нашей газете 13 мая нынешнего года. Перспективнейшая область исследований, имевшая огромное научно-прикладное значение, с успехом развивавшаяся в нашей стране в советские времена, практически умирает. Погиб целый флот подводных аппаратов, разворована доставшаяся Украине научная база в Севастополе, невостребованным остается огромный опыт целого поколения отважных исследователей-гидронавтов.

Ему бы в океанские глубины | Фото: Pixabay / skeeze

Фото: Pixabay / skeeze

А сокровища ждут

Между тем необходимость разви­тия этого направления ныне при­знана всем цивилизованным ми­ром. Одно из главных примене­ний подводных аппаратов _ гео­логические исследования. Океан таит в себе миллионы тонн цен­нейших полезных ископаемых. Многие из них лежат прямо на по­верхности дна, и промышленная добыча их, возможно, дешевле, чем рытье шахт и процедуры по обогащению добытой руды.

Речь, к примеру, может идти о полиметаллических сульфидах и железомарганцевых конкрециях. Вымываемые из недр земли под­водными гейзерами-«курильщиками» и выпадающие в осадок, они пятнами покрывают участки дна на площадях в сотни и тысячи квад­ратных километров. Вопрос толь­ко в том, чтобы эти пятна обнару­жить, оконтурить, нанести на кар­ту, оценить глубину и богатство «плодоносного» слоя. Короче, про­вести обычный комплекс геологи­ческих изысканий. Только не на су­ше, а на дне океана. На глубине от нескольких сотен метров до не­скольких километров. Вот для это­го и необходимы подводные «гла­за и руки» – телекамеры, манипу­ляторы, разнообразная измери­тельная аппаратура – причем, же­лательно, приводимые в действие не дистанционно, а прямо на мес­те. С борта находящегося под тол­щей воды обитаемого аппарата.

В мире такие средства уже есть. У американцев – обитае­мый подводный аппарат «Алвин» (глубина погружения 4000 мет­ров), у французов – «Наутил» (6000 метров), у японцев – «Шинкай-6500» (6500 метров). Кроме научно-исследователь­ских работ их активно использу­ют для обследования затонув­ших судов, проводят тренировки по спасению экипажей потер­певших аварию подводных ло­док. Применяют при строитель­стве и ремонте подводных нефте- и газопроводов. Десятки мил­лионов долларов, затрачивае­мые на создание и эксплуатацию этой техники, отнюдь не счита­ются выброшенными деньгами.

У России есть два одинаковых аппарата – «Мир-1» и «Мир-2» с глубиной погружения до 6000 метров. Еще в 1985 году Акаде­мия наук СССР заказала их финс­кой фирме «Раума-Репола». Не имевшая до этого опыта подоб­ных работ, фирма потратила год на проект и еще год на строитель­ство. Советский Союз заплатил за это совершенно безумные по тем временам деньги – 30 мил­лионов долларов. Гораздо доро­же, чем стоила бы пара самых до­рогих отечественных аппаратов. «Миры» исправно работают до сих пор, хотя, по проекту, их технический ресурс практически уже полностью выработан.

У отечественных разработчиков и строителей в отличие от финнов опыт создания обитаемых подвод­ных аппаратов имелся громадный. В течение многих лет целая «фло­тилия» их была разработана в про­славленных КБ «Малахит» «Лазу­рит» и построена в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. Именно на его верфи в 1990 году был за­ спроектированный «Мала­хитом» суперсовременный аппа­рат, позднее получивший назва­ние « Консул» («кон» – конкреции, «сул» – сульфиды). Заложен – и... недостроен до сих пор.

К океану через тернии

В маленькой, заваленной бумага­ми, схемами и чертежами, комнат­ке на улице Розенштейна сидят три человека, которые должны со­ставить экипаж « Консула». (Это, конечно, если его построят, а по­строенный никуда не передадут.) Из них двое – Владимир Неретин и Сергей Честнов – профессио­нальные гидронавты с большим стажем подводных работ, третий – Евгений Гущин – бывший мо­ряк-подводник. Эти люди, что на­зывается, положили жизнь за идею – многие годы они бьются за свое детище с упорством и тер­пением буквально титаническим. Никуда не уходят – верят, что ра­но или поздно их труды увенчают­ся успехом...

Комнатка эта – один из каби­нетов Северного государствен­ного федерального унитарного научно-производственного пред­приятия по морским геолого­разведочным работам «Севморгео». Находится оно в структуре Министерства природных ресур­сов РФ, которое и является офи­циальным заказчиком аппарата. А трое вышеуказанных мужчин официально называются группой его строительства. Владимир Иванович Неретин – ее на­чальник. Человек интересней­ший. 10 лет проработал на под­водных аппаратах, своими глаза­ми видел на дне океанском и те сульфиды, и конкреции (кстати, идея названия « Консул» принад­лежит ему), и гейзеры-«курильщики». Один из главных авторов книг «Подводные разведчики» и «Обитаемые подводные аппара­ты». О « Консуле» может говорить часами – это его жизнь и его боль...

Тогда, в начале 1990-х, аппа­рат обещал быть чуть ли не ми­ровой сенсацией. Конструкция – вся, до последнего винта, – из титана. Прочный корпус – сваренная из «лепестков» сфе­ра. Оборудование – по послед­нему слову научной и инженер­ной мысли. Система управления на основе новейших на тот мо­мент средств вычислительной техники. Автоматизированный навигационный комплекс. Спе­циально разработанный малога­баритный гидроакустический комплекс. Чудо-манипулятор со сменными исполнительными ор­ганами, включающими и буро­вую установку. Разнообразная геолого-геофизическая измери­тельная аппаратура для экс­пресс-анализа взятых проб грун­та и воды. Комплекс телевизион­ной аппаратуры для наблюдения и документирования. Фактичес­ки, задумывался маленький под­водный НИИ. Таким аппаратом не обладала ни одна страна.

Планы строительства выдер­живались до 1992 года. Потом, как и многие другие планы в на­шем многострадальном отечест­ве, они, что называется, полете­ ли кувырком. В 1993-м, когда кор­пусные конструкции уже были го­товы и предстояло насыщать «Консул» оборудованием, финан­сирование стали сокращать. А с 1995-го по 1999-й его не было во­все — платили лишь за хранение недостроенного объекта в цехе.

Между тем рядом с ним стро­ился почти такой же аппарат под названием «Русь», предназна­ченный для спасательной служ­бы ВМФ. Министерство обороны худо-бедно строительство фи­нансировало, и в 2000 году «Русь» спустили на воду для про­ведения ходовых испытаний.

Неретин в тех испытаниях уча­ствовал в качестве наблюдателя. Тщательно брал на заметку все слабые места, которые, как водит­ся, на этом этапе обязательно проявляются. К тому времени фи­нансирование «Консула», хоть и в микроскопических объемах, вос­становили. Увы, многое из того, что должно было на нем работать (и было закуплено, и даже частич­но установлено!), за эти годы мо­рально устарело. И группа стро­ительства совместно с конструк­торами «Малахита» начала кро­потливую и нудную работу по мо­дернизации «начинки» недостро­енного аппарата. Поиск аналогов, договоры с поставщиками, закуп­ка нового оборудования и его ис пытания. Готовое к установке обо­рудование, дожидаясь своего ча­са, лежит на складе. А корпус « Консула» практически мертвым грузом продолжает стоять в цехе.

«Прикованный» к стапелям

Попасть в цех нам с фотокором газеты удалось не сразу – все-таки режимное предприятие. И вот наконец, преодолев все пре­поны, стоим мы рядом с леген­дарным « Консулом». Даже недо­строенный, с торчащими «ребра­ми» внутренних конструкций, он выглядит внушительно – этакая огромная красивая рыба, выта­щенная из воды. Рядом – двое «отцов» аппарата: главный кон­структор Евгений Михайлович Разумихин и старший строитель Леонид Павлович Лазута. Оба – возраста гораздо выше средне­го. Так же, впрочем, как и коллек­тив цеха – практически все пен­сионеры или около того. Неволь­но приходит мысль, что « Консул» – подарок нам от уходящего по­коления. Подарок, который мы почему-то отказываемся брать...

Разумихин оби­таемыми подвод­ными аппаратами занимается 25 лет. О «Консуле» гово­рит с волнением – очень серьезная была работа, есть чем гордиться. Над воплощением этой идеи работали со­тни людей из мно­гих организаций. Многие техничес­кие решения при­шлось разрабаты­вать заново. Мно­гое, как ни удиви­тельно, остается на мировом уровне и до сих пор. Напри­мер, технология сварки прочного корпуса – такой почти ни у кого на свете нет. Сейчас, кстати, китайцы пы­таются ею овладеть – свои аппа­раты хотят строить. А материал, из которого сделан легкий корпус « Консула», умеют делать только в двух странах. Недавно приезжали американские специалисты – осмотрели весь аппарат сверху донизу, ощупывали, простукива­ли, гладили. Восхищения своего не скрывали – у них пока ничего подобного нет...

Лазута в теме – больше 30 лет. Через его руки прошли едва ли не все отечественные подводные аппараты – от самых первых до самых последних. Участвовал и в ходовых испытаниях. Единствен­ный из строителей, кто опускал­ся на глубину 6000 метров на ап­парате «Поиск-6» (к сожалению, та конструкция оказалась неудач­ной). Опыт громадный. Как и у его подчиненных. Видели они и дол­гострои – бывало, задержива­лись работы на год-два. Но что­бы на двенадцать лет!

– Готовность объекта – 63 процента, –говорит Лазута. – Давно могли доделать. А так... сердце кровью обливается, – он с досадой машет рукой, отвора­чивается.

Заводчане-«адмиралтейцы» — я знал это и раньше – душой бо­леют за « Консул». Великолепный проект, престиж фирмы, под­тверждение ее мирового уровня. Еще в 1995 году генеральный ди­ректор «Адмиралтейских вер­фей» В. Л. Александров снялся в специальном телевизионном фильме, посвященном судьбе « Консула», и прямо сказал, что достроить его необходимо, «ес­ли нам дорог авторитет страны».

В этом цехе побывали начальни­ки разных рангов и разных ве­домств – министры, директора, академики, депутаты. Все восхища­лись. Все сулили поддержку. Ответ­ственные товарищи давали ответ­ственные обещания. И ни одно из них до сих пор не выполнено.

Подковерные рифы

Цена вопроса на сегодня – 90 мил­лионов рублей. Еще несколько де­сятков миллионов понадобится для переоборудования судна-носите­ля. При наличии этих денег работы могут быть завершены в течение двух лет. Однако, получив от «Севморгео» этот расклад, министерст­во согласилось выделить лишь 12 миллионов. Резонный ответ, что на эту сумму аппарат достроить невоз­можно, в Москве восприняли как от­каз и... сообщили, что в таком слу­чае не дадут ничего. Во всяком слу­чае на этот год. Теперь непонятно даже, как рассчитаться с контраген­тами за те работы, которые уже сде­ланы, но не оплачены...

Почему такая скупость? Ведь Министерство природных ресур­сов – далеко не из самых бед­ных. Вряд ли указанная сумма сильно подорвет его бюджет. Тем более что эти деньги явно не были бы выброшены на ветер. Ведь аппарат мог давно рабо­тать и приносить немалую при­быль. Пытаясь понять эту стран­ную логику, звоню в Москву. В министерстве мне объясняют, что решение принято департа­ментом науки, который возглав­ляет Левон Вагричевич Асратян. Дозваниваюсь до Асратяна.

— Да вы знаете, — возмущен­но отвечает он на мой вопрос, – сколько уже государственных де­нег съел этот аппарат и какова на самом деле его эффективность?! Нет, по телефону я вам больше ни­чего объяснять не буду, но я опи­раюсь на мнение специалистов!

Что ж, московским специалис­там, возможно, виднее. Но логи­ки все равно не чувствуется – ведь затягивание вопроса и есть очевидное растранжиривание государственных средств. «Ка­пают» деньги за хранение аппа­рата в цехе,стареет закупленное и проверенное оборудование, и через два-три года его снова нужно будет менять...

В министерстве, однако, как мне было известно, есть и горя­чий сторонник «Консула». Это замминистра Иван Федорович Глумов, возглавляющий морские работы в геологической отрасли страны. Звоню ему.

– « Консул» необходимо до­строить! – гремит в трубке бод­рый голос. – Аппарат нужен, его эффективность вне сомнений. Вопрос финансирования должен быть решен в течение ближай­шего времени. Я сделаю для это­го все, что от меня зависит.

Уже после этих разговоров в Москву поехал Неретин. И услы­шал примерно то же самое и в департаменте науки, и в кабине­те Глумова. Только заключения своих специалистов г-н Асратян так ему и не показал. Похоже, его просто не существует...

Что ж, московские интриги нам, провинциалам, не по уму. Но ва­жен результат. А результат – ноль. Несмотря на все самые разумные аргументы. Более того, как мне стало известно, министерство не соглашается и на участие спонсо­ров в этом проекте – видимо, опа­саясь, что они потом предъявят на аппарат свои права. Ведомствен­ные амбиции – страшное дело. Сколько от них бед претерпела Россия – не счесть. И какие богат­ства потеряла. И как свой имидж в мире подрастратила. Ну так кто об этом думает...

#Адмиралтейские верфи #море #подводный флот #исследования

Комментарии