Екатерингофка – знаковая река Петербурга с необычной историей

Эта река протяженностью 4,5 километра протекает на юго-западе Петербурга. Она берет начало у места впадения Большой Невы в Финский залив и отделяет от материковой части города Гутуевский и Малый Резвый острова.

Екатерингофка – знаковая река Петербурга с необычной историей  | ФОТО Nick Night on Unsplash

ФОТО Nick Night on Unsplash

В Екатерингофку, берега которой укреплены большей частью деревянными конструкциями, впадают Обвод­ный канал, реки Таракановка и Ольховка. А вытекает из нее Бумажный канал, связывающий ее с Таракановкой. Как и многие другие небольшие реки в Петербурге, Екатерингофка называлась поначалу просто Черной речкой.

Такое название было закреплено за ней до появления здесь дворцово-паркового ансамбля «Екатерингоф», где в 1711 году расположился дворец Екатерины I, супруги Петра Великого. Проект деревянного здания подготовил Доменико Трезини.

По некоторым данным, император повелел заложить дворец и парк в память о военном успехе 1703‑го. В ночь на 7 мая того года солдаты Семеновского и Преображенского полков, двигаясь по этой реке на гребных лодках, взяли на абордаж два шведских корабля, пришедших на помощь осажденной русскими крепости Ниеншанц.

После смерти Петра I владелица дворца перестала там бывать, и усадьба пришла в запустение. При Елизавете Петровне ее возродили и расширили, пристроив боковые флигели и сделав из одноэтажного дворца двухэтажный. По обе стороны от него на берегу гавани были построены также два новых корпуса. Вокруг зданий разбили сады, а канал и пруды вычистили, оградив их решетками.

Но в конце XVIII столетия флигели были разобраны, и усадьба вновь стала приходить в упадок. В 1825 году там, правда, был открыт первый в России музей эпохи Петра I, просуществовавший до 1848 года, когда его экспонаты передали в Пет­ровскую галерею Зимнего дворца. При советской власти Екатерингофский дворец несколько лет занимали молодежные организации, впоследствии не раз страдавшее от пожаров здание было разобрано на дрова…

Через реку переброшены в настоящее время Екатерингофский и Гутуевский мосты, а также балочный Резвый (через проток от Гутуевского острова к Малому Резвому) и железнодорожный мост, находящийся на территории Кировского завода.

Екатерингофский мост был пост­роен в 1910 – 1914 гг. в створе Рижского проспекта обществом Путиловских заводов по предложению Минис­терства торговли и Петербургского торгового порта. Но из‑за войны он был введен в эксплуатацию только 18 марта 1917 года. Постройкой руководили инженеры-строители Анджей Пшеницкий и Дмитрий Акимов-Перетц, назвавшие его Галицийским (название, впрочем, не привилось) в честь побед русской армии в Галиции во время Первой мировой войны. В первозданном виде мост действовал до реконструкции, выполненной в 1950 – 1953 гг. До капитального ремонта в 1987 – 1989 гг. это был единственный и самый короткий однопролетный разводной мост (объект культурного наследия России) в Петербурге.

Гутуевский мост, соединяющий одноименный остров с южной набережной Обводного канала, инженеры путей сообщения Андрей Готман и Александр Мальте построили в середине 1830‑х в створе Двинской улицы. Вначале это был деревянный семипролетный мост с разводным двукрылым пролетом и опорами в виде чугунных колонн, который назывался Сельдяным. В 1949 году деревянные пролетные балки заменили металлическими. Свое современное имя мост получил в 1960‑х по острову, названному в честь его бывшего владельца купца-судостроителя Конана Гутуева. В 1977 – 1980 гг. объект перестроили по проекту архитектора Юрия Синицы. Теперь это неразводной трехпролетный железобетонный мост с балочным строением, опоры которого облицованы гранитом.

Не раз менявший свое название Гутуевский остров окружают воды Екатерингофки и Морского канала. После наводнения 1824 года уровень земли на острове подняли. Для этого от Екатерингофки прорыли канал, названный Сельдяным, в начале ХХ века он был расширен. Но затем его засыпали, кроме небольшой ­части­, вошедшей в состав порта. Активное развитие остров получил в 1874 – 1885 гг., когда был построен Морской канал, пересекающий Невскую губу и ведущий от морского порта до Кронштадта.

В первой половине XX века площадь Гутуевского острова выросла после засыпки реки Ольховки, Межевого, Внутреннего и Нового каналов и присоединения к нему островов Вольного (Круглого), Гладкого и Большого Резвого.

На берегах Екатерингофки ныне расположены корпуса «Адмиралтейских верфей» и причал Кировского завода.


#река #мосты #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7565) от 13.12.2023 под заголовком «Екатерингофка».


Комментарии