Дышать можно? Ученые оценили степень загрязненности петербургского воздуха
В течение всей прошлой недели городские СМИ, а вслед за ними и горожане переживали за качество воздуха в городе. Ужасно переживали! Всему виной доклад американского Health Effects Institute — института, изучающего воздействие на здоровье.
ФОТО Unsplash
Эта неправительственная и некоммерческая организация работает в Бостоне. И уже лет тридцать публикует разнообразные доклады и отчеты. Данные для них собирают со всего мира: где по официальным правительственным каналам, где с помощью спутников или научных сообществ. Полученные сведения нередко сравнивают с имеющейся медицинской информацией: данные о смертности, о заболеваниях… Иногда работой института интересуется Всемирная организация здравоохранения. А чаще не интересуется никто.
На сей раз кто‑то в Петербурге все же встрепенулся, увидев название последнего доклада Air Quality And Health In Cities («Качество воздуха и здоровье в городах»). Вернее, внимание привлекла таблица, в которой были по ранжиру выстроены 20 городов мира с наибольшей концентрацией в воздухе диоксида азота — NO2. В частности, в эту таблицу угодили и Москва, и Петербург.
Ну и началось! «Караул! Всем крышка! Задохнемся!»… Так, что специалистам даже пришлось собирать журналистов, чтобы успокоить самых нервных. О системе мониторинга состава воздуха, о результатах ее работы рассказывали замглавы комитета природопользования Иван Серебрицкий, руководитель Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Инна Сазонова, завотделом исследований химического состава атмосферы Геофизической обсерватории имени Воейкова Ирина Смирнова.
Пафос их речей сводился к одному: данные о составе воздуха открыты, их может увидеть каждый, кто даст себе труд открыть пару ресурсов: Экологический портал СПб (https://www.infoeco.ru/) или сайт Северо-Западного управления (http://www.meteo.nw.ru/). Каждый день здесь выкладывают свежую информацию, передаваемую всеми станциями наблюдения в городе. А их более 20. Если постоянно интересоваться их данными, то можно убедиться, что концентрация диоксида азота на уровне 0,5 ПДК (то есть половина приемлемой нормы) — в Петербурге редкостная редкость. Обычный фон — 0,1 – 0,2 ПДК.
О чем же в таком случае рассказал американский институт? Да, собственно, о том же самом.
С помощью спутника установлено, что концентрация диоксида азота в 2019 году в Бейруте составляла 68,87 микрограмма на кубометр воздуха, в Шэньяне — 42,28, Шанхае 41,6, Москве — 40,2, Тегеране — 39,8, а в Петербурге — 38,3… Лучше всего из двадцатки городов дела обстояли в египетской Александрии (28,1 микрограмма на куб) и в Бухаресте (26,9). Чтобы понять, что же означает эта цифирь, стоит глянуть на национальные и международные нормативы. Они, собственно, одинаковые. Все страны мира приняли за основу, что ПДК (предельно допустимая концентрация) диоксида азота составляет 40 микрограммов на кубометр воздуха.
Ну а теперь, учитывая все это, можно понять, что именно рассказал своим исследованием Health Effects Institute. Нормы в 2019 году были превышены в Бейруте, Шеньяне, Шанхае и Москве. В прочих городах, отмеченных в исследовании, ситуацию можно оценить как благополучную.
Чтобы все стало совсем ясно, следует знать специфику спутниковых исследований: они показывают концентрацию вещества во всем атмосферном «столбе» — от поверхности планеты. То есть предмет исследований — толща атмосферы над городом (примерно 3 тысячи километров), а не реальный воздух, которым дышат люди. Учитывая, что воздушные массы нередко имеют привычку подниматься вверх, унося городской смог, и в Москве, вероятнее всего, ситуация с NO2 лучше, чем о том говорится в докладе.
Вообще‑то можно понять граждан, взволнованных выкладками бостонских ученых. Дело в том, что взволновать читателей — их цель. С давних пор сотрудники института в своих изысканиях ориентируются на свои собственные нормативы: считают, что концентрация диоксида азота не должна превышать 10 микрограммов на кубометр воздуха. Такой «норматив», по информации все того же американского института, соблюден лишь в нескольких городах, названия которых, скорее всего, никто и не слышал. Например, город Бени в Конго. Или столица Уганды Кампале. Или Хониара (столица Соломоновых островов). Вроде бы по итогам 2019 года только в этих местах были соблюдены «бостонские нормативы».
Главное, о чем рассказал «пугающий» доклад, как раз чрезвычайно оптимистично: в течение нескольких лет в воздухе практически всех крупных городов наблюдается тенденция уменьшения концентрации диоксида азота. Включая даже те города, которые, по версии Health Effects Institute, попали в число загрязненных.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7247) от 05.09.2022 под заголовком «Где прячется NO2?».
Комментарии