Двухколесный пешеход. Число ДТП с ведосипедами растет

То, насколько верно выражение «Бойся корову спереди, лошадь сзади, а велосипедиста со всех сторон», недавно испытала на собственной шкуре. Дело было так. Я неспешно ехала по главной дороге, как вдруг со второстепенной выскочил курьер на велосипеде. От столкновения с ним меня спасли хорошая реакция и многолетняя практика. Нарушая все Правила дорожного движения, он помчался дальше. Догонять его смысла не имело, ибо предъявить такому наезднику, кроме пары седых волос и множества погибших нервных клеток, было нечего.

Двухколесный пешеход. Число ДТП с ведосипедами растет | Фото Антона ВАГАНОВА/ТАСС

Фото Антона ВАГАНОВА/ТАСС

Помните, как несколько лет назад мы с завистью смотрели на европейские страны, в которых даже чиновники не гнушались крутить педали, и мечтали о том, чтобы «экологически чистый» транспорт так же прочно вошел в нашу жизнь? Дождались. Сегодня железный конь с мускульным приводом прочно освоил все горизонтальные поверхности. Казалось бы, что в этом плохого? Только одно – в массе своей велосипедисты либо не знают о том, что им, как и прочим участникам дорожного движения, следует неукоснительно соблюдать ПДД, либо знают, но по разным причинам не считают нужным это делать.

И если вы думаете, что наезд велосипедиста на пешехода совсем не страшное ДТП, то ошибаетесь. Современные велосипеды могут развивать скорость более 60 км/ч. Этого достаточно, чтобы при любом неловком движении убить как самого наездника, так и попавшего под колеса человека.

Так, в Зеленограде велосипедист насмерть сбил женщину на переходе. В Одинцове – на большой скорости врезался в мужчину, который, упав, получил несовместимые с жизнью травмы.

Два года назад в Петербурге на пешеходном переходе под колеса велосипеда попал 72-летний пенсионер. От удара он впал в кому и спустя несколько дней умер в больничной палате. И что характерно – человек, который совершил наезд, даже не вызвал пострадавшему скорую. Он просто сел на своего железного коня и уехал.

Еще один трагический случай произошел в Шуваловском парке, где мчащийся на большой скорости велосипедист наехал на 6-летнего мальчика. В результате ребенок умер на руках родителей еще до приезда скорой...

Статистика ГИБДД также оптимизма не внушает. ДТП с участием двухколесного транспорта происходят на дорогах все чаще: с 2015 по 2019 гг. в России было зафиксировано 1198 таких аварий. Причем треть из них произошла из-за неправильного поведения велосипедиста на дороге.

В Петербурге только за один август 2020 года в ДТП попали 44 велогонщика, причем двое погибли, один из них – несовершеннолетний.

Не секрет, что велосипедистов сегодня, мягко говоря, недолюбливают как пешеходы, так и автомобилисты. Во-первых, их в Северной столице становится с каждым годом все больше, во-вторых, двухколесный транспорт из приметы здорового образа жизни превратился в средство зарабатывания денег. Двухколесных железных коней оседлали многочисленные курьеры, для которых время – деньги. Чем больше заказов они успеют выполнить, тем больше будет их заработок.

Что характерно, большинство развозчиков – подростки, у которых, как известно, ветер в голове. Вот и жмут они изо всех сил на педали и едут там, где им удобно, превращая в велотрек как тротуар, так и проезжую часть. Закладывают виражи, проносятся в считанных миллиметрах от прохожих и автомобилей, игнорируют все дорожные знаки... А что? Ведь прав для управления велосипедом в России не требуется. А коли так, и обязанностей тоже никаких. Вроде как пешеходы, но только на двух колесах.

Хотя стоп! Как это никаких? Существуют Правила дорожного движения, в которых четко прописано, как должен двигаться велосипедист.

Итак, человек от 0 до 7 лет (малыш на велосипеде либо ребенок в сопровождении взрослого в специально оборудованном кресле на велосипеде) может перемещаться только по тротуару. Не мешая при этом остальным пешеходам. То есть аккуратно их объезжая. Пересекая автомобильную дорогу, необходимо спешиться и провести средство передвижения рядом с собой.

Школьники от 7 до 14 лет могут перемещаться на велосипеде либо по тротуару, либо по велодорожкам.

А вот тем, кто старше 14 лет, можно ездить почти везде. В первую очередь по специально отведенным дорожкам, когда их нет – по тротуару или крайней правой полосе проезжей части. Правда, есть ограничения. Нет, не по скорости, их для велосипедистов не существует. Но если велосипед создает препятствия для безопасного движения пешеходов, они должны спешиться и вести свое средство передвижения рядом. А теперь скажите: много вы таких видели?

Также в правилах установлено, что велосипедист должен пересекать проезжую часть по пешеходному переходу пешком. Однако ни для кого не секрет, что большинство не считают нужным слезть с седла на зебре.

Основные положения по допуску ТС к эксплуатации обязывают велосипедиста иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал. А еще они должны не создавать аварийные ситуации для других участников движения. В частности, специальными жестами заранее предупреждать о желании перестроиться, повернуть в сторону, затормозить или остановиться.

Однако все ли владельцы двухколесного транспорта знают эти жесты, а главное – ими пользуются? Как показывает практика – нет. Встречка, переходы, красный, перекрестки по диагонали... Двигаясь на хорошей скорости, многие из них смотрят не на дорогу, а в навигатор. Словом, ведут себя, как мартышка с гранатой. Никогда не знаешь, в какой момент то ли на человека наедут, то ли под колеса автомобиля бросятся.

По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, практически каждый второй курьер на велосипеде вообще не соблюдает ПДД.

И найти управу на таких участников дорожного движения ох как непросто. Ведь два колеса в отличие от четырех регистрировать не надо. Поэтому если велосипедист скрылся с места ДТП, то привлечь его за это практически невозможно. Ну как ты установишь его личность? Ведь у него в отличие от автомобилиста номеров на транспорте нет.

Хотя, наверное, стоило бы вспомнить хорошо забытое старое, когда в 30-х годах прошлого столетия в СССР на велосипеды полагалось вешать номера, а владельцы такого транспорта получали права, в которые были внесены данные владельца, фотография, прописка, а также краткая выписка из ПДД. И за любое нарушение велосипедист нес реальную ответственность – его могли заставить заплатить штраф, а также лишить прав или номеров.

Конечно, полностью внедрить эту практику вряд ли удастся. Сегодня владельцев двухколесного транспорта в разы больше, чем раньше. Но кое-что сделать все-таки можно. Например, уже не раз поднимался вопрос о том, чтобы обязать велосипедистов наравне с мотоциклистами и владельцами мопедов сдавать на права. Или хотя бы получить «корочку» на знание ПДД. Но только кто этим будет заниматься? Работодатели, которые нанимают таких пацанов в качестве курьеров и которым, по-видимому, дела нет до того, что с ними произойдет на дороге? Это вряд ли.

Еще можно прописать в ПДД, что на тротуаре скорость велосипедистов должна быть не выше 10 – 15 км/ч, что они должны держать с пешеходами дистанцию и так далее. Вот только кто это будет измерять, контролировать, применять санкции?

Еще высказывается идея полностью запретить велосипедистам движение по тротуарам и проезжей части. Тогда куда их переселить? В идеале для этой с каждым днем увеличивающейся части участников дорожного движения нужны отдельные конструктивно выделенные полосы, на которых было бы исключено присутствие как автомобилей, так и пешеходов. Вот только удовольствие это слишком дорогое...

При этом стоит иметь в виду, что велосипедистов с каждым годом будет становиться больше. А еще не за горами и электровелосипеды разных типов. Уже сегодня колесящие на них в любую погоду курьеры в зеленой и желтой униформе не являются редкостью. А это значит, что наши тротуары и дороги станут еще более опасными. Так что вопрос, как контролировать это броуновское движение, решать все равно придется.

#велосипед #ДТП #ПДД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (6933) от 28.05.2021 под заголовком «Двухколесный... пешеход».


Комментарии