Два вокзала в Петербурге соединят железнодорожным туннелем

В ноябре концепция железнодорожного пассажирского полукольца, которая обсуждается в Петербурге уже несколько лет, претерпела серьезные изменения. Теперь его северное и южное окончания предложено соединить железнодорожным туннелем, проложенным между Балтийским и Финляндским вокзалами. Построить туннель планируется к 2030 году.

Два вокзала в Петербурге соединят железнодорожным туннелем | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Напомним суть концепции полукольца. Главная ее привлекательная черта – в том, что для организации пассажирских перевозок внутри города по принципу городской электрички новых линий прокладывать практически не придется. Достаточно реконструировать уже имеющиеся грузовые железнодорожные пути промышленных зон и предприятий, которые сейчас задействованы очень слабо. Год назад были сделаны предварительные расчеты: прокладка железнодорожного пассажирского полукольца и вывод его на основные магистрали оценены в 339,4 миллиарда рублей. Сумма большая, но ожидалось, что деньги возьмут не только из городского, но также из федерального бюджета, а кроме того, в проект вложатся РЖД и другие инвесторы. При этом финансирование будет выглядеть не таким неподъемным, если разложить эти миллиарды на несколько лет.

Трассировку пассажирского полукольца разрабатывали вместе с железнодорожниками. Без туннеля она выглядит так: Выборгская – Кушелевка – Пискаревка – Полюстрово – Ириновский проспект – Дача Долгорукова – Дальневосточная – проспект Обуховской Обороны – Волковская – Московский проспект – Броневая – Балтийский вокзал. При этом обеспечивается связь городской электрички со всеми линиями метрополитена.

– Считаю это главным в концепции. Каждый вид городского транспорта должен развиваться не по своим отдельным планам, а в увязке с другими. Стратегия развития пассажирской транспортной инфраструктуры заключается во взаимосвязи и дополнении каждым видом транспорта других. Включение железнодорожной составляющей во внутригородские пассажирские перевозки может коренным образом изменить в лучшую сторону транспортный каркас Петербурга. За примерами особо далеко ходить не надо, достаточно вспомнить Москву, – говорит руководитель совета по проблемам транспортных систем Санкт-Петербургского научного центра РАН профессор Олег Белый.

Концептуальной проблемой городского железнодорожного полукольца оставалась его незамкнутость. И вот в комитете по транспорту предложили соединить северный и южный края полукольца туннелем от Балтийского вокзала до Финляндского. По принципу кольцо всегда лучше полукольца. На пути от Балтийского до Финляндского вокзала в туннеле должны быть обустроены еще три станции: «Театральная», «Адмиралтейская» и станция с условным названием «Летний сад». Естественно, с выходом пассажиров на поверхность.

В Смольном уже заложили в проект бюджета на 2021 – 2023 годы 155,7 миллиона рублей на разработку проектных решений «по организации кольцевого железнодорожного движения в Санкт-Петербургском транспортном узле».

– Идея пробивки железнодорожного туннеля на такое довольно большое расстояние оставляет много вопросов. В первую очередь, по финансированию. Как известно, все старые вокзалы у нас уже соединены красной линией метро, – отмечает эксперт редакции по развитию транспортного комплекса, советник главного архитектора города, профессор Виталий Зенцов. – А вот прокладка пассажирского железнодорожного полукольца внутри города действительно решает многие проблемы. Эта тема детально прорабатывалась Ленгорисполкомом еще полвека назад, в 1970-х годах: проложить пассажирский маршрут внутри города, используя грузовые железнодорожные пути. Причем концепция была одобрена Ленинградским обкомом КПСС, было принято соответствующее постановление Совета министров СССР. Кстати, тогда полукольцо тоже хотели замкнуть, но через дамбу. И это были вполне реальные проработки.

По мнению эксперта, проложить железнодорожные пути через дамбу и сейчас технически не только возможно, но и несложно. Однако в комитете по транспорту все же предлагают другой маршрут. Как уже сказано, на проработку концепции деньги выделены, и в 2022 году она должна быть подготовлена. Затем – разработка проекта. Если к реализации проекта железнодорожного кольца приступят в 2025 году, то к 2030 году реконструкция путей и строительство туннеля могут быть закончены.

– Технологически все это осуществимо. Как специалиста по подземному строительству, меня идея пробивки такого тоннеля не может не радовать. Подземное пространство нашего города очень слабо используется. Однако возникает вопрос целесообразности проекта. Пробивка такого тоннеля под всей центральной частью города – дело дорогостоящее. Не лучше ли эти деньги, если они есть, использовать на строительство метро, которое у нас отстает от необходимого на десятки лет? – считает руководитель тоннельной ассоциации «Северо-Запад» Сергей Алпатов. – Пассажиропоток любого городского транспорта, включая и будущую внутригородскую электричку, несравним с количеством людей, которые пользуются метрополитеном. Вывод напрашивается сам собой: в первую очередь городским властям надо думать о строительстве новых станций метро. Туннель - это хорошо, но если на него не будут отвлекаться деньги, которые могли бы быть направлены на развитие метрополитена.

#метро #строительство #вокзалы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6814) от 26.11.2020 под заголовком «Превращения полукольца».


Комментарии