Душой не кривил никогда. 95 лет исполнилось профессору юрфака СПбГУ Юрию Толстому

24 сентября исполнилось 95 лет профессору юрфака СПбГУ Юрию Кирилловичу Толстому.

Душой не кривил никогда. 95 лет исполнилось профессору юрфака СПбГУ Юрию Толстому | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С легкой руки наших коллег по журналистскому цеху этого человека знают теперь как «наставника двух президентов». И действительно, как нынешний президент РФ Владимир Путин, так и Дмитрий Медведев, проработавший на этом посту один срок, в свое время оканчивали юрфак тогда еще ЛГУ. И Юрий Кириллович читал им лекции, вел у них семинары. Но преподавателей там было много. И не все еще, слава богу, ушли в мир иной.

Но Толстой — один. И он уникален. Не случайно, чтобы поздравить его с предыдущим юбилеем, президент РФ, найдя место в своем сверхжестком графике, лично приехал к нему домой. А наградой знаменитому ученому был орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Хотя — беспрецедентный случай! — II степени у него еще не было. Эту простительную ошибку исправили сейчас — и теперь Юрий Кириллович полный кавалер ордена. Впрочем, можно смело сказать — для него это ничего не меняет. Представить себе человека, менее склонного к «обронзовению», чем Толстой, просто невозможно.

Да, заслуг его перед отечественным правом не счесть. Автор более 200 научных трудов, включая 10 монографий. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАН, лауреат всех возможных юридических премий, научный руководитель бесчисленного количества кандидатских и докторских диссертаций. Блестящий лектор, любимец многих поколений выпускников юрфака.

Но любят его не только за его профессиональные качества. Толстой — нравственный камертон. Человек, который никогда не изменял себе. А это, учитывая те времена, в которые он жил, и то место, где работал (а в ЛГУ он поступил в 1945 году и никогда оттуда не уходил), вызывает изумление.

«В партии КПСС (или какой‑либо другой) никогда не состоял, — пишет он в своей книге «Из пережитого», выдержавшей восемь изданий. — Отказывался от вступ­ления в партию, так как каждое такое предложение сопровождалось посулами продвижения по служебной лестнице. А это было противно. Вообще испытывал и испытываю недоверие к тем, кто вступал и вступает в ту или иную партию, не рассчитывая на скудные ресурсы своего интеллекта». К тем же, кто выбирал этот самый «верный» путь, Толстой был беспощаден. Говорил правду в лицо, не боясь, что отношения будут испорчены.

Точно так же был непримирим к научной халтуре. И многие из попавших ему «под руку» на защитах до сих пор помнят его «оплеухи». Теперь они могут ими гордиться и рассказывать потомкам: «Сам великий Толстой меня приложил!».

Можно сказать — да, это порода. Дворянство, честь, XIX век. Все Толстые — дальние родственники. И действительно, он — представитель знаменитой династии, ветви Алексея Константиновича Толстого. На самом же деле — сирота с малых лет, голытьба, сделавший себя сам благодаря своему упорству и таланту.

Но от знаменитых предков — дар стихотворчества. Да, он пишет стихи. До сих пор. В том числе — про любовь. Посвящает их любимой жене, с которой сошелся поздно — уже за сорок. «Обопрись на меня — пусть и хил я, и стар. // Но поверь, в моем сердце бушует пожар».

А вы говорите — 95!


#СПбГУ #профессор #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7262) от 26.09.2022 под заголовком «Душой не кривил никогда».


Комментарии