2Vtzqv4Hz9U

Древнейший народ. Как в Петербурге поселились ассирийцы

В 1940 – 1950-е годы и позже ленинградцы нередко встречались на улицах с представителями древнейшего народа на Земле – ассирийцами. Усаживаясь на высокий стул в крохотной деревянной будке, посетитель мог наблюдать их работу. Смуглые кареглазые или сероглазые люди виртуозно орудовали двумя щетками сразу и говорили без умолку...

Древнейший народ. Как в Петербурге поселились ассирийцы | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В довоенное время ассирийцы прочно занимали эту нишу – чистка и ремонт обуви. В 1928 году они создали артели в Ленинграде и Москве. Работали семьями. Гуталин варили сами прямо на коммунальной кухне: мелкая печная сажа, воск, скипидар... Чистили и полировали обувь до зеркального блеска. У каждой семьи были свои профессиональные секреты, которые посторонним не выдавали.

Добродушные по натуре, ассирийцы сохранили в генетической памяти сказки и фольклор своего народа, великодушно посмеиваются в них над своими недостатками. Как в одной из сказок о мулле Насреддине, решившем продать своих ослов, которую записал петербургский художник-реставратор и собиратель сказок Ананий Бриндаров, ассириец по национальности. С 1949 года почти тридцать лет он был главным реставратором Русского музея. Им были восстановлены «Бурлаки на Волге» Репина, «Озеро» Левитана, «Взятие снежного городка» Сурикова и другие известные полотна. В советское время дети сапожников становились уже не сапожниками, а искусствоведами, спортсменами, учеными, врачами...

Ассирийцы – один из самых загадочных и древних народов на Земле. В настоящее время на планете их насчитывается меньше миллиона. Они разговаривают на языках тех стран, в которых живут, но при этом сохранили и родной язык. И это удивительно, ведь лишились своего государства ассирийцы более 2,5 тыс. лет назад – в 605 году до н. э.

Ассирийские цари завоевали в IX – VII веках до н. э. множество стран на территории современной Сирии и Турции, покорили Вавилон, захватили часть Египта, дошли до западных границ современного Ирана. Но Великая Ассирийская империя пала под натиском своих врагов-соседей и уже больше никогда не возрождалась. Некоторое время ассирийцы проживали на севере Ирака, а потом ушли в Турцию, Сирию, Россию. Даже в Америке в наши дни есть ассирийская диаспора.

Цветущие города Ассирии с великолепными дворцами впоследствии поглотили пески. Вплоть до середины XIX века не было практически никаких материальных свидетельств о существовании этого древнего государства. Но все изменилось, когда археологи из Великобритании и Франции раскопали дворцы ассирийских царей.

В прошлом году петербуржцам впервые была предоставлена возможность ознакомиться с искусством этого древнейшего народа из коллекции Британского музея. «Я воздвиг там мой царский дворец для пребывания в нем моей царственности», – с этими словами обращаются к нам ассирийские цари из далекого прошлого. Повествование разворачивается на каменных плитах, которыми были отделаны стены дворцов. Барельефы рассказывают о жизни, истории, завоеваниях, опасной охоте на львов... И сегодня экскурсия по этой выставке есть на сайте Эрмитажа.

В 1898 году в Петербург приехала делегация ассирийцев, проживающих в районе озера Урмия в Персии, во главе с епископом Мар-Ионою. В Александро-Невской лавре состоялись торжества по случаю присоединения к Православной церкви духовных представителей Сиро-Халдейского Несторианского прихода Урмии (христианами ассирийцы стали еще в I в. н. э.).

В Первую мировую войну ассирийцы воевали на стороне России. Из них были сформированы несколько батальонов, создана специальная военная форма – черкеска с особыми отличительными знаками.

В Россию ассирийцы пришли, спасаясь от османского геноцида (в 1914 – 1918 гг. в Османской империи были истреблены 750 тысяч христиан-ассирийцев). Ассирийская община состояла преимущественно из граждан Российской империи, проживавших до 1917 года в Карской области, которая была передана Турции, а также из ассирийцев – беженцев из Турции и Ирана.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов ассирийская община в Ленинграде насчитывала около 2 тыс. человек. Тогда было создано общество «Хаядта», открыты национальные школы, секции, клуб, а при пединституте им. Герцена заработали курсы по подготовке учителей для ассирийских школ. Издавалась национальная литература, выходила газета. Ассирийцы трудились в артелях, мастерских, на заводах.

Массовые репрессии 1937 – 1938 гг. распространились и на представителей этого народа. В память о тех трагических событиях в 2000 году на Левашовском мемориальном кладбище был установлен памятник репрессированным ассирийцам. А многие погибли в блокаду и на фронтах Великой Отечественной войны. Трое воевали в звании генералов, еще нескольким было присвоено звание «Герой Советского Союза».

В нашем городе жил и работал известный ассириец Михаил Садо, родившийся в 1934 году в Ленинграде в семье выходцев из Турции. Выпускник восточного факультета ЛГУ, он со своими единомышленниками в 1964-м создал подпольную антикоммунистическую организацию – Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа. В 1967-м был приговорен судом к 13 годам исправительно-трудовой колонии строгого режима. После освобождения в 1980-м опальный ученый работал в Ленинградской духовной академии, где почти 20 лет преподавал древнееврейский и арамейский языки, а также библейскую археологию. Михаил Садо переводил русские песни на ассирийский язык, издал материалы к биографическому словарю ассирийцев России. Его сын Саргон Садо – ныне архимандрит Стефан, насельник Троицкой Александро-Невской лавры, церковный историк.

Приобрели известность в послевоенные годы и ассирийские спортсмены. Неоднократным чемпионом города и призером Союза был мастер спорта по вольной борьбе Виктор Заяев. Став тренером, он вырастил плеяду замечательных спортсменов. После его смерти в 2003 году ученики организовали Всероссийский юношеский турнир по вольной борьбе памяти заслуженного тренера СССР Виктора Заяева.

Сегодня в Петербурге проживают около тысячи ассирийцев, и они являются полноправными гражданами нашего города и страны.

#этнос #народности #люди

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7013) от 21.09.2021 под заголовком «Ассирийцы Северной столицы».


Комментарии