Досуг как двигатель торговли. Эволюция ТРК стала темой студенческого форсайта в Петербурге

Победой прагматизма над мечтой завершился VII студенческий форсайт «Будущий Петербург», тема которого была обозначена как «Эволюция торгово-развлекательных центров: от храма консюмеризма - к дворцу культуры».

Досуг как двигатель торговли. Эволюция ТРК стала темой студенческого форсайта в Петербурге | Проект парка на Охтинском мысе. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Проект парка на Охтинском мысе. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Выбор темы связан с выводами экспертов о том, что в ближайшие годы ТРК перестанут быть собранием магазинов под одной крышей. Развитие интернет-торговли, популярность шоу-румов, желание людей уйти от многолюдности и шума нынешних ТРК и одновременно получить возможности разнообразных коммуникаций (от общения с производителем товара, сделанного вручную, до урока у повара по приготовлению вкусного обеда) приведут к появлению комплексов нового типа. В них доля собственно торговых площадей будет меньше той, что предназначена для разнообразных форм досуга. Развлечения будут занимать две трети, а то и больше территории ТРК, которые превратятся в РТК. О том, какими могут быть развлекательно-торговые комплексы, размышляли четыре смешанные студенческие команды, составленные из представителей десяти петербургских вузов. Каждая предложила эскизный проект для одной из территорий в Петербурге. Кураторами команд (в порядке их выступления перед жюри) стали архитекторы и урбанисты Даниил Веретенников, Федор Коньков, Владимир Линов и дуэт Степан Липгарт - Владимир Фролов.

Команда Веретенникова предложила превратить Охтинский мыс в зеленый парк с показом археологических памятников разного времени. По мнению этой команды, рядом существует все, что необходимо для РТК, - от магазинов до креативных пространств. Парк может стать тем «пятым элементом», который свяжет их в единое целое. По иронии судьбы, за час до того, как прозвучала эта идея, стало известно: в закрытом конкурсе на застройку Охтинского мыса победила японская компания Nikken Sekkei, предложившая застроить территорию огромным комплексом из двух стеклянных зданий. Девиз японского проекта - «Хрустальный корабль». Студенты, споря с ним, заявили, что они - за парк...

Команда Конькова тщательно проработала возможности использовать под РТК бывшие территории завода имени Калинина на Васильевском острове. Исторические здания-памятники можно приспособить под выставочные и конференц-залы, а также общепит. Набережные Малой Невы и Смоленки благоустроить и сделать прогулочными. Торговлю сосредоточить в новых зданиях, площадь которых не должна превышать 20% от общей площади комплекса.

Команда Линова видит РТК по аналогии с подобными сооружениями в Европе в виде крытого моста, соединяющего над железнодорожными путями продолжение Киевской улицы и проспект Стачек. В этом проекте досуговая часть занимает 70%. Над Музеем железных дорог России на мосту размещается сад с прозрачными стенами.

Команда Липгарта - Фролова считает, что для создания ТРК нового типа необходимо использовать территории «серого пояса». В качестве образца взят остров Грязный на реке Екатерингофке, который можно превратить не только в чистый, но и в зеленый. Студенты предположили, что основная часть торговли - это шоу-румы, не требующие много места и сложной логистики.

По итогам рейтингового голосования с заметным отрывом победила команда Федора Конькова (ее капитан - Елизавета Любимова). В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Антон Финогенов, член жюри, первый заместитель председателя комитета экономического развития Ленинградской области, заметил, что в подобных конкурсах всегда побеждает один из двух типов проектов. Либо с «вау-эффектом», то есть с неожиданными парадоксальными решениями, либо с выверенным балансом архитектуры и экономики. Поскольку с «вау-эффектом» студенты ничего не предложили, победили прагматики.

В кулуарах после подведения итогов форсайта говорили о том, что организация конкурсов должна перейти из рук частной компании к синдикату вузов, где обучаются участники команд. Но проблема в том, что проектирование для форсайта невозможно включить в учебные программы. Поэтому участие преподавателей во всех форсайтах - их личная благотворительность.

#ТРК #торговля #студенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (6638) от 05.03.2020 под заголовком «Досуг как двигатель торговли».


Комментарии